Об одном курсе из многих
Семинар Георгия Курячего являет собой уникальную в рамках факультета ВМК среду, где слушатели курса могут выразить своё жлание прослушать (и, иногда, рассказать) о том, что интересно им, а не только лектору.
Идея курса по сопровождению дистрибутива и сборке пакетов зрела давно, и в этот раз она, наконец, приняла вполне осязаемые осязания при практически полностью единодушном согласии заинтересованных в семинар людей.
Сама задача по прочтению подобного курса, несмотря на его необходимость и актуальность, достаточно нетривиальна, так как курс имеет явно практическую направленность. Это вылилось в такой экспериментальный для данного семинара способ передачи знаний, как realime-демонстрация сборки пакета, провдённая практически без подготовки.
По окончании курса и проществии ряда итраций экзамена, показавших усвоенные слушателями знания, можно сделать следующие выводы:
- Лекционные курсы по темам с практической направленностью вполне успешно могут использовать демонстрации при отсутствии возможности проводить семинарские занятия, более того, возможно, их следует признать обязательными (создалось впечатление, что по ряду моментов именно демонстрация позволила развеять часть иллюзий относительно такой ндостаточно докумнтированной области знаний, как сопровождени пакетов)
- Необычайно высокая средняя подготовлнность (по сравнению с нкоторыми прдыдущими семестрами) наводит на мысли, что пролведение именно лекционного курса было сделано не напрасно.
О наследии
(Здесь находится тезис про тайное знание, его передачу и сохранение потомкам)
Основная проблема заключается в том, что для сохранения этого знания в удобоваримой (индексируемой для последующего поиска и удобной для быстрого усвоения) форме необходимо затратить усилий не меньше (а гораздо больше).
Типичым решением является запечатление как можно большего объёма информации (не только текстовую, но и аудиальную и визуальную составляющую) для возможности дальнейшего восприятия хотя бы в таком виде, что являет собой некий компромисс — с одной стороны, объём требуемых работ снижается, с другой, время на восприятие и поиск требуется больше, что приводит к несколько меньшей потребности в подобном формате материалов, чем текстовый конспект.
В рамках курса по сопровождению пакетов была сделана попытка делать помимо аудиозаписи (которая производилась уже второй год и не пользовалась большим спросом, особенно по сравнению с конспектами лекций) запись видео.
Несмотря на то, что 2 из 4 записанных видео на данный момент находятся в состоянии постобработки, уже сейчас можно сделать ряд выводов (довольно банальных, но тем не менее):
- Не любая видозапись лекции пригодна для её просмотра. Полноценный монтаж, делающий видеозапись пригодной к использованию в качестве учебного материала, занимает время, сравнимое с подготовкой полноценных конспектов на основании записанного во время лекции.
- В виду отсутствия индексируемого материала (текста) видеозаписи лекции для их успешного многократного просмотра (а, как следствие, востребованности и придания осмыслнности телодвижеям, осуществляемым для их создания) необходимы факторы, длающие просмотр ценным для смотрящих. К сиим факторам, по мимо объктивных (например, качства исходного материала, монтажа, информативность материала) могут относиться такие слабо зависящие от собственно видеозаписи вщи, как артистизм лектора, например.
- Лектор должен учитывать тот факт, что его снимают, и накладываемые этим тхнические ограничния (например, угол обзора и размр матрицы, не позволяющи захватывать всю доску).
- Разворачивание видеозаписывающей аппаратуры занимает время большее (примерно 10—15 минут), чем устаканивание аудитории.
О планах
В следующем семестре планируется лекционный курс по программированию в Linux. ...