Резюме

Электронизация образования практически не идёт, в немалой степени — из-за вопиющего несоответствия методов разработки ПО, не учитывающих специфику этой области. Использование свободно распространяемого ПО может сдвинуть процесс с мёртвой точки.

Две стороны электронизации образования

С помощью компьютера и сети или про компьютер и сеть?

Электронизацию образования нельзя рассматривать как «компьютеризацию». В областях, далёких от IT, существенно большую важность приобретают информационные и коммуникационные возможности.ИКТ могут выступать и как инструмент учебного процесса, и как его объект:

Так или иначе, речь идёт о программно-аппаратном комплексе как об учебном пособии либо о его носителе.

Статическая схема разработки ПО по госзаказу

или «Всё лишнее — детям!»

Принятая в государстве модель заказной разработки ПО копирует аналогичную схему, скажем, лёгкой промышленности:

  1. Выделяются фонды на разработку и определяется проектное задание, как правило, слабо согласованное с требованиями на местах
  2. Разработчик выполняет задание, которое завершается госприёмкой; после этого разработчик, как правило, растворяется в пространстве

  3. Созданное ПО директивно направляется в учебные заведения, где выясняется, что оно совершенно непригодно к использованию
  4. Доработка имеющегося ПО, если и случается, обходится государству дороже, чем разработка нового: вопросы авторских прав, обратной совместимости, тестирования и т. п.

Эта схема неприемлема, так как жизненный цикл программного продукта имеет существенные особенности (в частности, необходимость доработки на местах и высокую цену ошибки).

Цена ошибки и общественная значимость

Идеал и реальность

Противоречия особенно наглядны при разработке ПО для образования:

  1. Цена ошибки крайне высока: пособие, которое учит неправильно, — это не пособие
  2. Мнение рядовых преподавателей имеет высокую значимость, так как именно они работают с живыми людьми и применяют учебные пособия на практике
  3. Качество и полнота образования — предмет особой заботы общества

В действительности же:

  1. Нет сколько-нибудь эффективных средств оперативного исправления ошибок в ПО (в том числе и смысловых, относящихся к наполнению)
  2. Нет никаких средств учёта запросов на местах и модификации ПО в соответствии с ними
  3. Известны единичные случаи удачного внедрения образовательного ПО

Требования к «инструменту»

Пожелания преподавателей

Какие «услуги» должны прилагаться к ПО, используемому в качестве инструмента обучения?

Текущая статическая схема разработки не позволяет выполнять эти требования.

Требования к «объекту»

Пожелания IT-преподавателей

Какими свойствами должно обладать ПО, изучение которого есть в учебном плане?

Здесь на первый план выступают затруднения лицензионного плана. В частности, выполнение этих требований невыгодно разработчикам ПО с закрытым кодом (т. н. ПО ЗК или «проприетарного»).

Свободное ПО в учебном процессе

Разработка ПО ОК подчиняется нашим требованиям

Свободно распространяемое программное обеспечение, или ПО с открытым кодом (ПО ОК) предусматривает четыре «свободы»:

  1. Свобода использования
  2. Свобода изучения самого ПО
  3. Свобода распространения
  4. Свобода изменения и распространения изменённых версий

Пункты (1) и (3) требуют открытости исходного кода программ.

Таким образом, практически все требования к образовательному ПО уже реализованы в ПО ОК.

Сообщество пользователей учебного ПО

Задачи, которые предстоит решить

Необходим общественный механизм управления разработкой ПО:

Для этого нужно «всего лишь» ввести ИКТ в повсеместную образовательную практику (компьютеризация, подключение к Internet и т. д.) и принять соответствующее постановление на правительственном уровне.

Свободное образование — свободный народ

Вот именно

Presentations/OpenSourceModelInEducationTechnologyAndSociety (last edited 2009-10-25 00:27:38 by eSyr)