Свободные программы в образовании

Практика использования программного обеспечения в учебном заведении имеет множество особенностей, целиком реализовать которые можно только с применением свободного программного обеспечения.

Что такое "Свободное ПО"

Опеределение "Свободного ПО" [1] состоит из четырёх "степеней свободы". Это определение рассчитано, как будет показано ниже, в первую очередь на разработчкиа. Рассмотрим также, что даёт свободное ПО пользователю.

"Университетская модель" и свободное ПО

Интересна сама модель разработки свободного ПО [2]; назовём её "открытой моделью". Она основывается на вовлечении в разработку как можно более широкого круга участников за счёт предоставленных свобод.

Открытая модель разработки ПО во многом почёрпнута из "университетской" модели разработки, появившейся в знаменитых американских университетах [4], вроде UC Berkley или MIT, которая также декларировала свободное участие любого специалиста (о лицензионных ограничениях тогда не задумывались вовсе). Открытая, "университетская" модель разработки ПО, в свою очередь, восходит к общемировым традициям совместных исслодований и преподавания в университетах.

Рассмотрим основные положения, которые открытая модель разработки унаследовала от "университетской":

Конференция "Свободные программы в высшей школе"

В 2006 году факультет ВМиК МГУ выступил соучредителем конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе». Некторые наблюдения и результаты этой конференции [5] с точки зрения человека, одинаково близкого обеим заявленным областям:

  1. Высокая потребность в стандартной и открытой платформе для обучения. Только стандартизованная программная платформа, не имеющая ограничений по сипользованию и распространению информации, может служить основой для создания воспроизаодимых методических разработок и курсов. В противном случае каждая разработка остаётся локальной для ВУЗа и очень быстро устаревает.

  2. Пассивность большей части преподавателей ("некогда изучать, надо обучать"). Проблема чисто социальная, но в немалой степени отражающая отношение преподавательского состава к научно-педагогической деательности: причины, изложенные в п. 1, как правило, не позволяют таким разработкам развиваться.
  3. Неготовность преподавателей работать в сообществе ("я почти всё сделал, но выкладывть стесняюсь"). Энтузиасты-одиночки привыкли надеяться только на себя и не имеют навыков взаимодействия с сообществом, не говоря уже о культуре такого взаимодействия. В частности, временные рамки обычно не позволяют таким людям доводить свои разработки до "товарного" качества, хотя при предоставлении удобного доступа к ним проблему могли бы решить люди другого склада: "педанты" и "аккуратисты".

Приложение: опыт ВМиК МГУ

В приложении перечислю факты успешного внедрения и использования свободного ПО на факультете ВМиК МГУ.


  1. The Free Software Definition / Доступно в сети Интернет: http://www.gnu.org/philosophy/free-sw.html (русский перевод: http://www.gnu.org/philosophy/free-sw.ru.html)

  2. Курячий Г. В. Свободное ПО — сообщество и право. Доклад на конференцию OPEN SOURCE DAY г. Алматы, 23 февраля 2006г.

  3. GNU General Public License / Доступно в сети Интернет: http://www.gnu.org/licenses/gpl.html (имеется неофициальный перевод: http://www.infolex.narod.ru/gpl_gnu/gplrus.html)

  4. Marshall Kirk McKusick. Twenty Years of Berkeley Unix: From AT&T-Owned to Freely Redistributable // Open Sources Voices from the Open Source Revolution, O'Reilly 1999

  5. Конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе». Переславль, 28 - 28 января 2006 года. Тезисы докладов. / Доступно в сети Интернет: http://heap.altlinux.ru/pereslavl2006/

  6. The Open Source Definition / Доступно в сети Интернет: http://www.opensource.org/docs/definition.php

  7. Курячий Г. В.  Разработка публичного коммуникационного центра с единой системой авторизации доступа

Presentations/OpenSourceEdu (last edited 2009-10-24 23:37:44 by eSyr)