Предлагаемые изменения к школьной программе
Изучение "Примерной школьной программы по информатике" (в базовом, профильном и непрофильном варианте) открыло несколько пробелов как в самой программе, так и в образовательном стандарте, которому эта программа подчиняется. Заметим, что в несколько меньшей степени это замечание касается собственно применения свободного программного обеспечения в учебном процессе. Само СПО, рассмотренное как категория программных продуктов, не имеет специфических отличий от несвободного ПО.
Отличия -- и притом существенные -- коренятся в других областях: СПО, обладая значительно более гибкой структурой, как социальной, так и технологической, и обеспечивая действительную свободу выбора, позволяет раскрыть с нескольких сторон и/или в поступательном развитии многие темы, которые при использовании только несвободного ПО могут показаться статическими, решёнными раз и навсегда, а следовательно, подлежащими не изучению, но беглому просмотру.
Наиболее важными из таких тем представляются:
- Общие свойства информации
- Применение ПО для решения практических задач
- Разработка ПО
- Практические подходы к преподаванию информатики
Кроме того, представлены рекомендации по использованию СПО в целом и ПСПО в частности при изучении информатики согласно "Примерной учебной программе".
Мы не берём на себя ответственность давать рекомендации по изменению какой-либо определённой программы (базовой, профильной или непрофильной), так как такие изменения должны учитывать весь корпус образовательных стандартов по информатике и смежным предметам, что не входит в область нашей компетенции. Тем не менее за технические, информационные и рекомендации по использованию определённых программных продуктов мы можем ответственно ручаться.
Список предлагаемых изменений по темам
- Тема "Общие свойства информации". В этой теме представляются недостаточно освещёнными отличия материального и информационного объектов, а также социально-экономические последствия этих различий.
Безущербное копирование. Затратное копирование материального объекта, методы компенсации затрат. Безущербное копирование нематериального (информационного) объекта. Информация как продукт творческого труда. Противоречия между безущербностью копирования, практиками компенсации подразумеваемых затрат и вознаграждением творческого труда.
"Право на информацию". Информация как объект свободного обмена. Невозможность контроля за обменом информации в современном обществе. Противоречие между вторичностью причин и способов реализации ограничений на распространение информации и действительной необходимостью осуществлять подобные ограничения.
- Тема "Применение программного обеспечения". Возможность неограниченного выбора ПО в области СПО позволяет проиллюстрировать несколько основных принципов применения ПО вообще: как минимум, практику выбора инструмента для решения задачи и применение суперпозиции нескольких инструментов при решении пользовательских задач.
Выбор подходящего ПО для решения пользовательской задачи. Цикл "общая постановка задачи -- исследование спектра инструментов -- пробные решения -- выбор инструмента -- инструментальная формулировка задачи -- решение". Подход "от задачи". Популярные неэффективные подходы при решении задач: "от названия" и "от инструмента".
Суперпозиция программного инструментария. Разбиение сложной задачи на монолитные подзадачи. Взаимосвязь и независимость подзадач. Планирование решения в виде последовательного применения (суперпозиции) программных инструментов. Простейший пример суперпозиции: конвейерная обработка ввода-вывода в программном окружении Linux (командной строке).
- Тема "Разработка программного обеспечения". Представление о том, как создаётся программное обеспечение необходимо любому пользователю ПО для того, чтобы адекватно оценивать и прогнозировать потребительские свойства выбираемых программных инструментов. Разумеется, такое представление более необходимо для тех, кому предстоит быть вовлечённым -- прямо или косвенно, включая роль руководителя или обслуживающего персонала -- в сам процесс разработки.
Открытый и закрытый способ разработки. Организация процесса разработки ПО в зависимости от испльзования или неиспользования свойства безущербности копирования информационного объекта -- программного продукта. Особенности открытого и закрытого способов разработки, обеспечивающие их эффективность. Сообщество как значимый двигатель открытой разработки. Связное информационное пространство как условие эффективной открытой разработки.
Свободное ПО. Определение СПО: четыре права пользователя ("четыре свободы") свободного ПО. СПО и открытая разработка.
Лицензирование ПО. Понятие и назначение лицензии на программный продукт. Правовладельческие (проприетарные) лицензии. Необходимость лицензирования свободного ПО. Виды свободных лицензий. Причины и особенности использования свойства наследуемости (копилефта) в свободной лицензии.
- Практические подходы к преподаванию. Здесь мы ограничимся несколькими чисто техническими советами.
- Следует убрать явное упоминание собственных имён программных продуктов (как свободных, так и несвободных). Данное требование предъявлялось к самому образовательному стандарту, поэтому считаем упоминание в Программе таких программных продуктов, как Microsoft Excel, недосмотром. Рекомендации по использованию СПО в темах Программы упомянуты ниже.
Тема "Форматы данных". Разнообразие выбора СПО, решающего сходные задачи, позволяет сосредоточиться на выборе более наглядного формата данных определённого типа, при этом от программного инструмента достаточно возможности решать учебные задачи:
Растровое изображение: формат XPM (любой редактор растровой графики)
Векторное изображение и диаграммы: формат FIG (программы xfig и transfig, проеобразование из dia )
Размеченный текст: Wiki-разметка (mediawiki, MoinMoin и т. п.)
- Представление системной конфигурации в виде совокупности текстовых файлов
- Тема "Организация рабочего стола". Выбор графических сред в ПСПО и архитектура этих сред (KDE и XFCE) позволяет показать преимущества таких эффективных инструментов, как виртуальные экраны, информационные панели, встраиваемые приложения (апплеты). Кроме того, сравнение XCFE и KDE иллюстрирует понятие интерфейсной библиотеки на примере двух различных библиотек (QT и GTK).
Множественность выбора как основа для извлечения инварианта. Предыдущий пример показывает, каким образом можно воспользоваться множественностью выбора, предоставляемой СПО, для иллюстрации общих понятий и механизмов работы программного обеспечения. Различные инструменты, предназначенные для решения одной и той же задачи будут использовать общую теоретическую базу, нередко схожие подходы к реализации и различную конечную реализацию (внешнее оформление, организацию интерфейса, рабочего процесса). Некоторые другие примеры такого множественного выбора:
- WWW-навигаторы
- Файловые менеджеры
- Текстовые процессоры
- Электронные таблицы
- Языки и среды программирования
(список далеко не полон)
- Рекомендации по использованию ПСПО на материалах Примерной учебной Программы (в трёх вариантах) доступны здесь: