Опыт преподавания курса «Сопровожнение пакетов в Linux» на ВМиК МГУ

Линуксизация мозга и быта в зеркале современного студенчества

Авторы
Георгий Курячий, Александра Панюкова
Ключевые слова
Linux, спецкурс, сопровождение пакетов, ALT Linux
Сайт проекта

http://uneex.ru/LecturesCMC

Волею судеб один из авторов доклада прочитал спецкурс по теме «Сопровожнение пакетов в Linux», а другой — принимал экзамен на факультете ВМиК МГУ. Несколько неожиданной оказалась профессионально-техническая готовность аудитории, и, как следствие, серьёзный потенциал для сообщества в лице студжентов московского Университета.

Положение дел

Вот уже десятый год на факультете Вычислительной Математики и Кибернетики МГУ читается кафедральный спецкурс на UNIX-тематику. Каждый семестр курс новый (было всего два тематических повтора и один двухсеместровый курс). Последние несколько лет курсы базируются на ALT Linux / Sisyphus.

Помимо направленности на UNIX/Linux, курс имеет три специфические особенности, связанные с приёмом экзамена:

  1. Экзамен проходит в виде беседы по всему материалу курса (обычно часа три). В беседе участвует один экзаменатор и три-пять экзаменуемых.
  2. При ответе на вопрос приветствуется аргументированное высказывание личных мнений, а также применение мыслительного аппарата. Применение любых информационных носителей, включая текст лекций, учебников, Google и мнение товарища, допускается (стоит иметь в виду, что при этом оценивается личный вклад экзаменуемого в собственный ответ, а в последнем случае — вклад товарища).
  3. В число экзаменаторов часто попадают студенты-старшекурсники из *NIX-сообщества, квалификация которых делает идею принимать экзамен у них бессмысленной. Чем бездумно ставить им «автомат», лучше даать возможность получить дополнительный опыт и упорядочить понимание темы.

Кроме того, сам спецкурс совершенно факультативен: его можно прослушать, а потом не сдавать экзамена, или явиться, не сдать, и уйти, не испортив матрикула.

Умысел и деяние

В осеннем семестре 2009 года была — после аналитического обсуждения с аудиторией выбрана на первый взгляд довольно специфичная тема Package Maintaining.

Причины такого выбора:

  1. Желание автора
  2. Отсутствие (кажется, полное!) подобных курсов в академической среде
  3. Практическая ценность темы
  4. Широкий и довольно выразительный спектр затрагиваемых областей ИТ

Ожидаемые проблемы:

Для придания курсу разносторонности была прочитана отдельная лекция про GNU Debian.

План курса (действительный):

Интервью с очевидцем

О том, как проходил экзамен, мы решили спросить прохожего Александру Панюкову, дважды участвовавшую в нём в качестве экзаменатора.

Первый экзамен

Как вы оцениваете аудиторию?

На первый экзамен пришли студенты, у которых процесс «линуксизации мозга» уже начался: даже если опыт использования был не очень богатым на самом деле, мышление уже можно было назвать Linux-ориентированным: просматривался соответствующий ход мысли, построение причинно-следственных связей, было заметно понимание идеологии.

Есть ли какие-то замечания по уровню профессиональной подготовки экзаменуемых?

Все студенты в той или иной степени знакомы хотя бы с одной VCS и BS из своего опыта, т.е. эта тема не была для них новой в курсе. Однако, именно с git и/или Bugzilla, на примере которых рассказывалась тема, имели дело далеко не все.

Если курс «инженерного плана», всегда есть опасность скатиться в перечисление инструментов и их возможностей. Как по-вашему, были ли в этом курсе основания для самостоятельного освоения предметной области?

На основании имеющегося материала, студенты довольно неплохо делают выводы о некоторых моментах, которые напрямую в лекциях не рассматривались (и при этом являются довольно специфическими, но могут быть додуманы с использованием здравого смысла).

Сейчас идёт много разговора о растущей популярности Ubuntu. Отразилось ли это на знаниях пришедшиих на экзамен?

В основном собравшиеся студенты пользовались RPM-based дистрибутивами, как следствие — имели о них более полное представление. Несмотря на одну лекцию про Debian, представления о предмете были существенно более размытые, чем про ALT-специфические и RPM-специфические части. Был один арчевод — у него было представление об арче, но он скорее нерепрезентативен, так как один, у остальных же представление было такое: rpm — довольно неплохо, deb - сильно в общих чертах, остальное — тёмный лес.

Было опасение, что информацию и инструментарий, специфичные для дистрибутивов ALT Linux, будет трудно донести до аудитории. Подтвердились ли они?

ALT-специфику (git.alt, gear) знают довольно размыто, однако, имея на руках описание и первого, и второго, удачно додумывают. Очевидно (в том числе некоторым студентам), что при попытке самостоятельного использования всё станет понятнее, встанет на свои места и т.п.

Общий вывод (одним предложением)

Студенты оказались подготовлены гораздо больше, чем ожидалось.

Что вы можете сказать о второй итерации экзамена? Известно, что его сдавал человек, за которым была возможность понаблюдать «до и после»?

Свои наблюдения я изложила в форме письменного отчёта.

Особенности второго экзамена

На втором экзамене присутствовало всего два экзаменуемых.

  1. Меньше студентов закапывается глубже: чем больше студентов, тем более могуч коллективный разум.
  2. Наличие подопытных кроликов в виде знакомых студентов: есть возможность более подробно изучить мотивацию и последствия курса или экзамена.

Образ студента:

После прочтения лекций студентом перед экзаменом была устроена небольшая консультация. Выводы из консультации — прочтение лекций породило страшную кашу в голове, которая, тем не менее, довольно быстро была разложена по полочкам в ходе консультации. После консультации появилось мышление, похожее на мышление студентов на первом экзамене. Перед подготовкой к экзамену его не было, перед консультацией — были намёки, которые погрязали в общей породившейся каше. Во время консультации студент сам отвечал на задаваемые наводящие вопросы, понимая что к чему, изредка получая комментарии. Синдром «линуксизации мозга» так и не появился.

Результат: несмотря на не идеально сданный экзамен, желание что-то делать и пробовать, разбираться дальше у студента не пропало (как минимум на словах).

Развязка

Не все лекции получились равно плотными: задача избегать излишней конкретики (в плане перечисления названий программных инструментов и их свойств) и вместе с тем описывать реальный процесс создания и сопровождения пакета, очевидно, противоречива по сути.

Последнее мероприятие (показательная сборка пакета) заняло — вместе со всеми заминками и повторами — 45 минут и оставило ощущение жульничества. В самом деле: перед глазами слушателей было «с нуля» настроено сборочное окружение, изрядно модифицирован пакет из Fedora Core, учтена ALT-специфика, исправлено несколько (почти) спонтанных ошибок, собран и отправлен на сборку в хранилище пакет (http://sisyphus.ru/ru/srpm/Sisyphus/nibbles). И при этом ничего недоступного пониманию не произошло!

Кроме того, несколькими экзаменаторами отмечался высокий уровень изначальной подготовки студентов (конечно, не всех, а тех, кто решился сдавать этот экзамен). Это отвечает одной важной побочной задачи всего проекта чтения UNIX-курсов вообще: вовлечение в сообщество квалифицированных людей с потенциалом.

Наконец, очевидно, что для успешного объяснения (и освоения) роли сопровождающего достаточно затронуть азы довольно разнообразных видов профессиональной деятельности — от программирования до team building. Дальнейшее освоение всего спектра может и не понадобиться, и уж точно вполне произвольно.

На этих основаниях можно сделать два вывода:

Оптимистический
Сопровождение пакетов в Linux — благодарная для тема для университетов: она не требует от студентов ничего экстраординарного, даёт им в руки начала интересной профессии и может сослужить хорошую службу как сообществу, так и самому университету. Необходимым условием является достаточно широкий кругозор (или желание его достичь).
Провокационный

Сопровождение пакетов в Linux — занятие любительское. Подобно радиолюбительству, любительскому спорту или любительскому искусству, оно не требует высокого уровня знаний и занятости, однако предоставляет все возможности этот уровень повысить. Мало того, уже на этапе обучения очевидны тенденции, которые могут сделать такого любителя специалистом более высокого класса, чем профессионал, знания которого ограничены сферой его непосредственной деятельности.

FrBrGeorge/MaintainerCourse (last edited 2010-01-22 01:36:17 by FrBrGeorge)