Проблемы и методы командной разработки свободных учебных материалов
Ключевые слова: ПСПО, СПО, документация, командная разработка, учебный материал, wiki
Приведена история создания рабочей группы по документированию ПСПО, организация процесса создания учебного материала, структура получившегося продукта и поддерживающей его технологии. Делается попытка истолкования положительных и отрицательных результатов работы и обобщения полученного опыта.
Тезисный план
Постановка частной задачи
Немного истории пилотного внедрения ПСПО в российских школах. Одна из задач: обучение взрослых (учителей, в т. ч. предметников, администраторов, директоров и пр.). Непосредственная задача: 10 отчуждаемых курсов.
Условия и обстоятельства
- Неблагоприятные
- Проблема выбора исполнителя: педагог не знает Linux, программист не знает, как учить, педагог-программист занят 23-25 часов в сутки
Лимит ресурсов (и людских, и временных): в идеале разработка курсов должна предшествовать внедрению
- Быстрое устаревание имеющихся материалов
- Компромиссные
- Отказ от написания 100% лекционного материала в пользу "двухуровневой" структуры
- Отказ от полного методического оснащения "курсов"
- Баланс между "необходимым" (для предполагаемой аудитории) и "интересным" (для участников проекта)
- Модульная структура курсов
- Благоприятные
- Нашёлся человек с опытом преподавания и широкими знаниями Linux
- Подобралась команда, готовая "помогать" в реализации проекта (на самом деле -- сделавшая львиную долю работы)
- Стояло лето, и участники команды -- студенты и преподаватели -- могли выделить заданное время под проект
Организация рабочего процесса
Технически: использование wiki (MoinMoin) с дополнительным программированием и установленной дисциплиной работы.
Also Sprach Zaratustra
- "Лекции" (16 ак. ч. в неделю)
- Конспектирование online
- критерий качества: не упускать ключевых моментов лекции
- "Расшифровка": воссоздание структуры лекции
- условие: расшифровщик присутствует на лекции
- критерий качества: "переводчику" должно быть понятно, даже если он не был на лекции
- "Перевод на русский"
- критерий качества: не потерять в процессе литредактуры значимых утверждений и формулировок
- "Научное редактирование"
- критерий качества: связность конечного текста
За каждый фрагмент отвечает конкретный исполнитель каждого этапа.
Содержательное редактирование сведено к минимуму (иногда с небольшой потерей качества), организаторская работа и т .п.
Наполнение курсов материалами
- Архитектор составляет "Лекционный минимум" -- развёрнутый тематический план будущего фрагмента курса (модуля)
- За каждый модуль отвечает конкретный исполнитель
- Исполнитель из команды подбирает ссылки на материалы, содержащие информацию по каждой теме
- Все использованные внешние материалы импортируются
Результат: продукт
Структура получившегося корпуса материалов:
- Материал = Паспорт + Файлы; внутренний и внешние материалы
- Модуль = Лекционный Минимум * Материалы + Комментарии
- Курс = сумма Модулей
- Побочный объект: Книга = самодостаточная сумма Материалов
Результат: технология
Использование Wiki MoinMoin
Доработка MoinMoin
- Дисциплина работы: инварианты во внутренних материалах, правила импорта внешних и т. п.
Приятная неожиданность: отчуждаемость контента, в т. ч. в виде автономного www-сервера на CD.
Задние мысли
- От каждого -- по способностям:
- Только один род задач на каждого исполнителя
- Разумная нагрузка
- Высокая роль внутренней мотивации
- Необходимость автоматического разделения "готовой" и "разрабатываемой" частей при отчуждении
- Необходимость отслеживать устаревание
Можно ли таким способом написать книгу? Сделать многокомпонентную документацию?