Предлагаемые изменения к школьной программе
Изучение "Примерной школьной программы по информатике" (в базовом, профильном и непрофильном варианте) открыло несколько пробелов как в самой программе, так и в образовательном стандарте, которому эта программа подчиняется. Заметим, что в несколько меньшей степени это замечание касается собственно применения свободного программного обеспечения в учебном процессе. Само СПО, рассмотренное как категория программных продуктов, не имеет специфических отличий от несвободного ПО.
Отличия -- и притом существенные -- коренятся в других областях: СПО, обладая значительно более гибкой структурой, как социальной, так и технологической, и обеспечивая действительную свободу выбора, позволяет раскрыть с нескольких сторон и/или в поступательном развитии многие темы, которые при использовании только несвободного ПО могут показаться статическими, решёнными раз и навсегда, а следовательно, подлежащими не изучению, но беглому просмотру.
Наиболее важными из таких тем представляются:
- Общие свойства информации
- Применение ПО для решения практических задач
- Разработка ПО
- Практические подходы к преподаванию информатики
Кроме того, представлены рекомендации по использованию СПО в целом и ПСПО в частности при изучении информатики согласно "Примерной учебной программе".
Мы не берём на себя ответственность давать рекомендации по изменению какой-либо определённой программы (базовой, профильной или непрофильной), так как такие изменения должны учитывать весь корпус образовательных стандартов по информатике и смежным предметам, что не входит в область нашей компетенции. Тем не менее технические рекомендации, как и рекомендации по использованию определённых программных продуктов, вполне применимы
Список предлагаемых изменений по темам
- Тема "Общие свойства информации". В этой теме представляются недостаточно освещёнными отличия материального и информационного объектов, а также социально-экономические последствия этих различий.
Безущербное копирование. Затратное копирование материального объекта.
- "Право на информацию"
- Разработка ПО
- Открытый и закрытый способ разработки
- Лицензирование ПО и свободное лицензирование
- Применение ПО (не обяз СПО!)
- Подход "от задачи"
- Конвейерный метод решения задачи, планирование
- Практические подходы к преподаванию
- Убрать явное упоминание Word/Excel
- Использовать наглядные форматы, XPM
- ...
- Рекомендации по использованию ПСПО см. соотв. лекции