Методика проведения занятий

1. Предисловие

Данный текст:

Все использованные в тексте понятия считаются известными читателю и оговорены в других частях материалов по данному курсу.

2. Особенности посетителей

Курсом могут быть заинтересованы дети возрастом ориентировочно от 5 до 15 лет.

Свободное посещение занятий может повлечь за собой непостоянное посещение, особенно если занятия проводятся в лагерях или на базах отдыха.

Свободность посещения может повлечь за собой появление новых посетителей на любом этапе курса.

Тематика занятий интересует большое количество детей.

Не все посетители умеют или не ленятся читать. Кроме того, существует проблема восприятия английских символов.

Не все посетители в состоянии набирать связный текст на компьютере.

У некоторых посетителей могут возникнуть проблемы с нажатием на кнопки мыши, а так же с перемещением мыши с нажатыми кнопками.

Возможно отсутствие навыка работы с окнами.

Возможна неспособность долго заниматься одним и тем же делом.

3. GIMP

3.1. Технические особенности проведения занятий

3.1.1. Небольшое количество компьютеров

При недостаточном количестве компьютеров возможно два типа работы детей. Дети могут работать коллективно и по очереди. Необходимо оценить, какой из этих типов организации работы подходит для конкретных детей. Кроме того, необходимого правильно распределить детей по парам или группам. Если количество детей таково, что за одним из компьютеров оказывается больше трех детей, необходимо разделить детей на группы, но, возможно, укоротить программу. Всегда существует вероятность того, что могут появиться как новые посетители, так и какие-то старые могут перестать ходить.

Кроме того, из-за нехватки компьютеров следует особенно следить за организацией процесса и дисциплиной. При большом количестве человек за компьютером повышается риск конфликтных ситуаций между детьми. Нельзя допускать простоя компьютера – то есть, не давать возникнуть у ребенка ощущению, что в данный момент за компьютером сидит он и только он. Как только ребенок заканчивает работу (или группа детей) – необходимо им освободить место другим ребятам, которые, возможно, до сих пор ждут своей очереди, а самим – наблюдать за работой либо ожидать вновь освободившегося места.

Как правило, GIMP позволяет работать детям в группе за одним компьютером – на одно и то же изображение можно разместить несколько других и редактировать их независимо друг от друга, тем не менее, сохраняя общую композицию.

3.1.2. Низкое разрешение монитора

Низкое разрешение монитора несколько затрудняет работу с GIMP – при работе с достаточно большими изображениями (например, фотографиями), невозможно разместить все инструменты в поле видимости. Кроме того, достаточно неудобно качественно обрабатывать изображения, разрешение которых превышает хотя бы в два раза разрешение монитора. Изменение размеров изображений повлечет за собой потерю качества, что тоже крайне нежелательно.

3.1.3. Нехватка памяти

При обработке слишком больших изображений и при создании слишком больших анимаций может ощущаться нехватка памяти. Для того, чтобы нехватка памяти не ощущалась, рекомендуется использовать компьютеры с объемом памяти более 512 Мб. При объеме памяти в 256-512 Мб памяти, рекомендуется изменять размер изображений до разрешения монитора (либо 0,5 от разрешения монитора при создании анимации с помощью Скрипт-Фу).

3.2. Занятие 1

3.2.1. Особенности

3.2.1.1. Советы по фотографированию

Обработка собственных фотографий – один из самых действенных способов заинтересовать детей тематикой занятия. К сожалению, не у всех достаточно фантазии, чтобы превращать в коллажи фотографии, которые они видят впервые, поэтому всем детям предлагается самая простая тема – например, вырезать себя или перекрасить себе маечку. Такие темы им кажутся более конкретными и интересными, чем перекрашивание, например, какой-нибудь кошки, которую они никогда не видели. Да они вообще могут не любить кошек.

На фотографии может быть как один ребенок (обычный случай), так и несколько детей, если они захотят. Дети не могут и ждать своей очереди спокойно, они начинают шуметь, задавать лишние вопросы, которые только замедляют работу. Без фотографий дети не могут начать работу, потому как все для себя четко выбирают именно эту тему для работы.

Оптимальный вариант фотографирования детей – забирая каждого по очереди, пока они заняты какой-то работой. Именно для этого в качестве материала вводного занятия предлагается знакомство с Psi: пока дети увлеченно общаются между собой, можно подзывать их по одному и фотографировать.

Следует заметить, что фотографирование желательно осуществлять на более-менее равномерном фоне – например, на фоне пустой стенки. Во-первых, фигуры на равномерном фоне проще вырезать – как программно (выделение основано на принципе разницы двух цветов), так и психологически (гораздо сложнее обрезать какую-либо часть тела или добавить лишний объект – потому что границы четко видны глазу, нет необходимости гадать в сомнительных ситуациях). Кроме того, рекомендуется по возможности не допускать солнечные блики. Во-первых, на многих фотографиях оно будет смотреться неуместным, а корректировка таких дефектов требует достаточно тонкой работы. К сожалению, не у всех детей хватает усидчивости, навыка настолько тонкой работы и четкого понимания, почему это надо исправить и как оно должно выглядеть. Во-вторых, такие сложности могут отпугнуть ребенка, особенно если они возникнут на первом занятии.

Желательно, чтобы размер фотографий был больше размера изображений и фотографии были достаточно четкими – тогда потери качества будут минимальны.

3.2.1.2. Советы по распределению рабочих мест среди детей

В данном пункте речь будет идти только о том случае, когда детей необходимо разделить на группы либо посадить более одного человека на компьютер.

Во время фотографирования дети общаются некоторое время, используя Psi. Некоторые из них уже заранее знакомы между собой. Некоторые могут быть родственниками. В процессе фотографирования можно немного заглядывать в их окна чатов (к вопросу о конфиденциальности – дети совершенно не скрывают свою переписку, часто просят помочь набрать текст, спрашивают написание каких-то слов, акцентируют внимание на каких-то фрагментах) – отслеживать появление возможных конфликтов.

По окончанию можно спросить у каждого лично, согласен ли он работать в паре, и если согласен – то с кем. В этом случае на выбор ребенка могут оказать влияние реплики, например, нетерпеливого неконтактного соседа, который, услышав вопрос, может громко высказывать свое мнение о том, что сидеть надо исключительно по одному. Тогда ребенок, который мог и хотел работать в паре, вполне логично может подумать – а чем он хуже, и отказаться. Данная ситуация не критична только в том случае, если компьютеров не критически мало (или детей не критически много). Второй вариант – спросить, используя Psi – в этом случае на мнения ребенка могут оказать только соседи, которые с ним сидят на данный момент, если они присутствуют в данный момент времени. Вероятность получить согласие работать вместе с кем-то – выше.

Если даже в разбитом на пары (тройки) варианте компьютеров недостаточно, детей необходимо разбить на группы. Судя по логам в чате, необходимо выявить неконтактных и конфликтных детей и распределить их в разные группы.

Работа с чатом – неплохой показатель опытности пользователя. Если для ребенка является трудностью открытие окна и чтение пришедшего сообщения – скорее всего, ему будет даваться и другая программа нелегко.

Есть несколько вариантов составления групп:

В случае первого варианта, детям, возможно, будет комфортнее находиться среди сверстников. Но тогда есть возможность, что более младшая группа будет во много раз шумнее и неуправляимее, следовательно, организованно проводить занятия будет во много раз труднее. К тому же, маленькие дети более привередливы и практически никто не желает работать в паре. С другой стороны, это достаточно безболезненный способ разделения на группы – чаще всего случаются конфликты между старшими и младшими, а не между сверстниками.

В случае второго варианта сильная группа будет достаточно сильно прогрессировать и тянуться вперед, пытаться освоить новые инструменты. Кроме того, у сильной группы скорее всего будет больше интереса к созданию изображений в количестве больше одного, тогда как со слабой – наоборот, выполняется только самый минимум. Получается, что в сильной группе работу в парах или тройках организовать сложнее – необходимо делать группу либо меньшей по численности, либо строго следить за тем, чтобы ребята уступали друг другу место. В слабой же группе, наоборот, будет переизбыток народа и недостаток опыта (в том числе, плохая память, нежелание прочитать всплывающие подсказки и найти что-либо самому), который влечет за собой массу вопросов (буквально по вопросу на каждое действие). От этого становится более шумно, дети с нетерпением ждут своей очереди, чтобы им показали, на какую кнопку надо нажать, чтобы осуществить следующее действие. В результате – низкая усваиваемость материала и низкое качество работ. С другой стороны, ребята спокойно уступают место друг другу и все делают по одной работе.

Под компенсированием способностей подразумевается размещение сильно сильных детей рядом с сильно слабыми, а детей со средними способностями – с такими же. Данная схема хороша тем, что слабые могут, дожидаясь своей очереди, посмотреть, как выполняют эту работу более сильные ребята. Если они не обратили на что-то внимания во время демонстрации примеров (или забыли), они могут просмотреть ещё раз действия, которые им надо будет выполнять, когда они сядут работать сами. Кроме того, во время их работы сильный сосед может подсказывать слабому в чем-то, из-за чего можно не подзывать преподавателя к себе (меньше шума, повышение эффективности работы – в это время можно отвечать на вопрос другого ребенка). Кроме того, рассказывая и подсказывая более сильный ребенок ещё лучше усваивает и запоминает материал занятия. Средние же ребята, работающие с равными себе, так же реже задают вопросы и могут решать какие-то проблемы подсказывая друг другу. То, что не запомнил один, вполне мог запомнить второй.

Несмотря на удачность третьей схемы, правильно распределить ребят по ней на первом же занятии очень сложно: несмотря на то, что их возможности можно как-то оценить, эту оценку нельзя назвать абсолютно верной.

3.2.1.3. Советы по редактированию фотографий

  1. Изображение должно быть выдержано в одном стиле

Цветокоррекция не дается на первом занятии, следовательно, человек, вырезанный с неконтрастной неяркой фотографии будет смотреться не на месте, например, на контрастной солнечной фотографии. Этот момент следует учесть и отдельно заострять внимание детей на нем при выборе фотографий. С другой стороны, например, размещение коз на городском пейзаже будет всячески приветствоваться как проявление фантазии.

  1. Корректировка дефектов исходного изображения, при наличии, обязательна

Если по каким-либо причинам не удалось корректно сфотографировать детей (например, присутствие бликов, или случай, когда один ребенок загораживает какую-то часть тела другого на групповой фотографии, однако на коллаж хочется разместить только одного ребенка, или «обрезание ног»), или у ребенка не получается аккуратно вырезать себя, необходимо закрывать такие дефекты. Самый простой и качественный способ в рамках первого занятия – размещение какого-либо объекта поверх дефектного места (например, можно вырезать куст из фона и вставить его отдельным слоем, чтобы прикрыть неаккуратно вырезанные ноги). Более опытным детям можно показывать инструмент «Штамп», однако у большинства он вызывает затруднения, в результате чего корректировка становится невозможной. Можно попробовать вставить неудачный элемент с другого изображения (или скопировать с этого же) – например, так можно поступать с руками. В крайнем случае можно использовать инструмент «Кисть». Кроме того, если инструмент «Кисть» используется на этой фотографии для намеренного дорисовывания каких-либо объектов, его так же можно применять для корректировки дефектов (или постараться закрыть дефект намеренно дорисованным изображением).

3.2.2. Трудности и методы их решения

3.2.2.1. Неумение набирать на клавиатуре

Неумение набирать на клавиатуре – с одной стороны, не самая критичная проблема относительно курса. С другой стороны, неумеющие набирать на клавиатуре, но желающие общаться в Psi дети могут начать беспорядочно нажимать на клавиши (а порой, и просто бить руками по клавиатуре, «набирая» сообщение соседу, который сделает то же самое). Помимо того, что такие «сообщения» смущают ребят, которые общаются связным текстом, такой метод набора может нанести вред технике. Любые попытки следует пресекать на корню. Сначала можно попросить ребенка прекратить это делать лично либо удаленно, сообщив, что при продолжении деятельности программа будет удаленно закрыта. Можно попросить ребенка посадить вместо него другого, который до сих пор может ожидать свою очередь. При отказе и продолжении подобной деятельности, можно применять меры от удаленного закрытия приложения до выключения компьютера. При систематическом непослушании можно отстранить ребенка от занятий.

3.2.2.2. Неумение работать мышью

Неумение работать мышью, с одной стороны, не провоцирует детей на порчу оборудования, с другой стороны – несколько затрудняет работу по программе курса. Основную трудность представляют двойные щелчки мышью и перетаскивание мыши с нажатой клавишей. Зачастую дети неправильно держат мышь из-за того, что она слишком велика для их руки.

Один из вариантов решения проблемы – мыши различных размеров. С другой стороны – неудобно переключать каждый раз, в зависимости от того, на какой компьютер сядет ребенок. Кроме того, навык работы с мышью стандартного размера полезен ещё и по той причине, что на большинстве компьютеров (например, в учебных заведениях) используются именно такие мыши.

Второй вариант решения данной проблемой – использование альтернатив сложных действий. Если перетаскивание заменить ничем нельзя, то двойной щелчек чаще всего можно заменить одним щелчком мыши и нажатием клавиши «Enter» на клавиатуре.

Замечено, что по мере работы навык владения мышью у детей, у которых до того были проблемы, сильно повышается.

3.2.2.3. Неумение/лень читать

Одна из самых важных проблем относительно работы с GIMP и Psi. Если нежелающие читать Psi могут не пользоваться, то с работой в GIMP им все равно придется столкнуться. Из-за неумения или нежелания читать понижается уровень запоминания действий, ребенок неспособен найти и открыть нужное меню самостоятельно (если не запомнит, где оно находится визуально), а так же неспособен сохранять готовый файл.

Единственный способ решения проблемы – постоянный контроль над такими детьми, соседство с более опытными ребятами. Так же имеет смысл таких детей сразу размещать в виде наблюдателей – тогда есть вероятность, что они не заинтересуются процессом и уйдут сами (либо их уведут родители). Имеет смысл сразу ограничивать поток посетителей умением читать, так как работа с такими детьми очень трудна – требует постоянного присмотра, консультации, имеет низкое качество, дети получают немного удовольствия от процесса. Самый подходящий вид деятельности для таких детей – составление клипов. Их можно сразу приглашать посетить именно те занятия.

3.2.2.4. Нецензурная лексика

Нецензурная лексика является побочным эффектом перевода общения детей в Psi. Она может повлечь за собой конфликты, поэтому ее следует пресекать на корню. Для этого можно давать детям различные предупреждения, выключать Psi и компьютер. При систематическом непослушании – отстранять от занятий. Однако до этого обычно не доходит.

3.2.2.5. Неспособность замкнуть контур выделения

Неспособность замкнуть контур выделения – самая распространенная проблема при работе в GIMP, с которой сталкивались, пожалуй, все дети. У некоторых не получается замкнуть контур сразу, потому что они считают пересечение линий контура достаточным для замыкания. Другие же просто не могут попасть в начальную точку. Третьи – не отличают замкнутый контур от незамкнутого.

Для того, чтобы этот вопрос вызывал меньше проблем, необходимо каждый раз, используя инструмент, делать особый акцент на внешний вид курсора при замкнутом и незамкнутом контуре. Можно показывать последствия незамкнутого контура в контексте «придется выделять все заново». Обычно выделение для детей достаточно сложно, поэтому они будут внимательнее относиться к вопросам, из-за которых им возможно понадобится переделывать работу.

Для того, чтобы контур было проще замкнуть, рекомендуется начинать выделение на ровных областях – тогда шанс запутаться в точках в поиске начальной меньше.

3.2.2.6. Низкое качество работы

Низкое качество работы – результат неусидчивости детей. Дети хотят завершить любое действие как можно быстрее, чтобы быстрее увидеть результат. В итоге – неаккуратно вырезанные фигуры, кривые линии, отсутствие корректировки дефектов.

Для повышения качества работы (а, соответственно, и навыков), необходимо следить за ходом выполнения работ. Если есть возможность – сесть рядом с каким-нибудь ребенком и подсказывать ему все действия по шагам, заставляя корректировать все дефекты. К сожалению, из-за частых вопросов других детей такой тип работы практически невозможен.

3.2.2.7. Отсутствие фантазии

Отсутствие фантазии обычно проявляется в создании всей группой детей одинаковых работ, не сильно отличающихся от показанного примера. Иногда можно заметить практически полное визуальное копирование работ соседа (если сосед делает что-то отличное от заранее заданной темы). Чаще всего детям не нравятся темы, предложенные после первой.

Бороться с данной проблемой можно несколькими способами:

3.2.3. Темы

3.2.4. Примеры

3.2.4.1. Примеры для преподавателя

http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/p1-1.JPG

3.2.4.2. Примеры работ детей

http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/1-1.jpg http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/1-2.jpg http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/1-3.jpg http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/1-4.jpg

3.3. Занятие 2

3.3.1. Особенности

3.3.1.1. Советы по цветокоррекции

Вообще, цветокоррекцию в контексте курса можно использовать для двух нужд – для намеренного изменения цвета какого-либо обекта, либо для корректировки вставленного изображения с целью создания эффекта целостности изображения.

В обоих случаях (если только цвета намеренно не меняются на всем изображении) необходимо не перегибать палку – например, по перекрашенной маечке не должно всем становиться ясно, что именно она была перекрашена. Если ребенку трудно увидеть эту грань – можно посоветовать по всему изображению изменить цвета (например, сделать кошку радужной, или человека превратить в Шрека).

Второй вариант цветокоррекции больше подходит для старших детей. Было замечено, что младшим практически без разницы, например, что серый человек стоит на фоне яркого водопада. Даже если им показать как можно исправить – ребенок может не прийти к более корректному варианту – потому что изменение не налицо, не очевидно.

3.3.2. Трудности и методы их решения

3.3.2.1.Плохое усваивание материала предыдущего занятия

К сожалению, многие не усваивают хорошо материал, данный на предыдущем занятии, забывают основные действия, их последовательность, места хранения файлов. Кроме того, на занятие могут прийти дети, которые не ходили раньше. Поэтому занятие рекомендуется начинать с повторения предыдущего материала. Точно так же рекомендуется описывать подробно все действия – даже если дети будут говорить, что все знают и помнят – они все равно будут задавать одинаковые вопросы, когда сядут пробовать что-либо делать самостоятельно.

Желательно строить примеры следующего занятия таким образом, чтобы максимально использовался материал предыдущего, если это возможно по тематике.

Так, например, перед тем как заниматься цветокоррекцией, объект можно вставить на соседнее изображение. Кроме того, можно в примере отредактировать оба изображения – и фон, и вставленное. Повторение материала прошлого занятия не только закрепит его, но и отчасти может решить проблему с фантазией (по крайней мере, подтолкнет ребенка на нее).

3.3.2.2. Отсутствие чувства уместности цвета

В данном пункте речь будет идти не о создании намеренно абсурдных изображений – такие изображения ввиду их редкости и оригинальности только приветствуются. Отсутствие чувства уместности цвета присутствует только при создании изображений, претендующих казаться максимально приближенными к реальности.

В этом случае пересвеченные кислотные объекты будут чаще всего смотреться неуместно. Так же, желательно избежать четких контуров (при выделении поставить небольшое значение сглаживания при ровных обектах и большое – при пушистых). Следует по мере появления замечать неудачные варианты цветокоррекции и предлагать более удачные – зачастую неудачные варианты выбираются из-за неудачного поиска нормального.

3.3.3. Темы

3.3.4. Примеры

3.3.4.1. Примеры для преподавателя

http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/p2-1.jpg http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/p2-2.JPG

3.3.4.2. Примеры работ детей

http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/2-1.jpg http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/2-2.jpg

3.4. Занятие 3

3.4.1. Особенности

3.4.1.1. Советы по созданию рисованной анимации

Создание полноценной качественной рисованной анимации – достаточно трудоемкое задание, потому что необходима прорисовка каждого нового кадра. Возможно упрощение его до минимума – как и в случае демонстрации примеров, так и в случае выполнения работы детьми. Например, можно предложить не рисование полного изображения – а только схематичного контура, «скелета».

Если такое упрощение не является достаточным, можно предложить рисовать «комиксы» - тем самым, упрощая до минимума и прорисовку основных движений – прорисовывая исключительно некие ключевые моменты. В этом случае каждое последующее изображение значительно отличается от предыдущего.

Таким образом можно создать и эффект хаотичного движения – например, танца.

3.4.1.2. Советы по созданию анимации с редактированием исходного изображения

При создании анимации с редактированием исходного изображения изначально выбирается два изображения – изображение-фон и изображение-объект, который будет перемещаться по изображению-фону.

Если объект, который будет перемещаться изначально находится на изображении-фоне, то необходимо выбирать изображение таким образом, чтобы переместившийся объект было легко устранить с его исходного места (проще всего выполняется в случае однородного однотонного фона – например, неба). Если объект изначально принадлежал другому изображению, то, при необходимости, можно сделать цветокоррекцию и искажения (масштабирование, поворот, наклон).

3.4.1.3. Советы по созданию анимации с помощью Скрипт-Фу

Создание анимации с помощью Скрипт-Фу – самый простой способ создания анимации, потому что большая часть работы выполняется автоматически. Использование Скрипт-Фу для всей области изображения возможно, однако не всегда является уместным. Так, например, «Волны» имеет смысл добавлять не ко всему изображению, а только к области, на которой изображена вода.

Создание анимации такого типа рекомендуется предлагать детям, для которых предыдущие типы слишком сложны или слишком громоздки.

3.4.2. Трудности и методы их решения

3.4.2.1. Плохое усваивание материала предыдущих занятий

В качестве повторения материала предыдущего занятия предлагается показывать повторно принципы работы с инструментами рисования, выделения изображения и вставки изображения на другое изображение. Особенности использования инструментов (а так же цветокоррекцию) можно пояснять отдельно при возникновении вопросов, либо не заостряя на них особое внимание - в противном случае велика вероятность того, что дети не усвоят материал текущего занятия.

Для лучшего усваивания материала текущего занятия имеет смысл показывать все способы создания анимации по очереди - чтобы у ребенка было время опробовать способ до оглашения следующего. Однако, если возможны проблемы по привлечению внимания детей для последующего рассказа, данный способ использовать не стоит - все может свестись к тому, что необходимо будет объяснять небольшим группкам детей все способы по очереди.

3.4.2.2. Неумение рисовать мышью

Неумение рисовать мышью может вызвать некоторые трудности при создании анимаций с помошью рисования по кадрам - полученное изображение может не удовлетворять ребенка. С другой стороны, изображение может удовлетворять ребенка и при этом быть абсолютно непонятным окружающим. Было замечено, что большинство детей при создании собственных изображений, используя инструмент "Кисть", не меняют свойства инструмента (например, размер) и цвет линии. Следует показывать такую возможность - ребенку могло быть как лень использовать ее, так и он мог про нее просто забыть.

3.4.2.3. Отсутствие усидчивости при рисовании анимации

Отсутствие усидчивости порождает анимации, в которых изменение изображения между кадрами сильно велико (например, резкие движения). Если ребенок делает так из-за отсутствия усидчивости - можно предложить ему делать "комиксы" - то есть увеличивать разрозненность кадров.

3.4.3. Темы

3.4.4. Примеры

3.4.4.1. Примеры для преподавателя

http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/p3-1.gif http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/p3-2.gif http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/p3-3.gif

Работа, выполненная преподавателем во время проведения занятия с целью поднятия интереса детей:

http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/d3-1.gif

3.4.4.2. Примеры работ детей

http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/3-1.gif http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/3-2.gif http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/3-3.gif

4. Xara

4.1. Технические особенности проведения занятия

Работы, выполняемые в Xara, зачастую не могут быть выполнены коллективно - далеко не всегда детям нравится, что на их рисунке кто-то что-то дорисовывает. Поэтому рекомендуется строить работу исходя из того, что дети рисуют что-либо по очереди.

Из-за особенностей векторной графики, интерфейса Xara, сложности работ, выполняемых детьми, проблемы, вызванные нехваткой памяти и низким разрешением монтора не возникают.

4.2. Занятие 4

4.2.1. Особенности

4.2.1.1. Советы по представлению преимуществ векторной графики

Детям обычно сложно понять основные принципы векторной графики в первую очередь - потому что они настроены на получение информации несколько другого содержания. Поэтому предлагается показать это на примере масштабирования растрового и векторного изображений. Кроме того, следует заострить внимание на возможности редактирования объекта в любой момент времени - зачастую во время работы дети про это забывают.

4.2.1.2. Советы по принципам рисования

Лучше всего в показываемых примерах рисовать все, начиная с больших объектов, заканчивая более маленькими, расположенными поверх - тогда у детей не будут возникать проблемы с изменением порядка объектов в изображении.

Рисование карандашом - достаточно сложная операция, несмотря на то, что можно с помошью нее можно создавать произвольные формы, наличие которых удобно при рисовании. Основная сложность заключается в плохом умении управлять мышью и нежеланием редактировать нарисованный объект. В качестве альтернативы можно рисовать ручкой, при необходимости скругляя ломаную линию. Если рисование ручкой тоже вызывает некие проблемы, можно заострить внимание на использовании уже существующих элементов. Зачастую дети пытаются изобразить карандашом формы, которые уже существуют, либо формы, которые можно просто получить из уже существующих (например, совмещением).

4.2.2. Трудности и методы их решения

4.2.2.1. Поиск ластика

Дети очень плохо воспринимают одно из основных преимуществ векторной графики - возможность редактирования ранее созданного объекта. Начинаются всяческие поиски ластика, "залатывание" и "надтачивание" изначального изображения большим количеством маленьких объектов (часто, не меняя инструмент, дорисовывая до победного конца). Такое редактирование имеет место быть, однако в результате него образуется чрезмерно большое количество различных объектов, для удобной работы с которыми их необходимо объединять, что отрицательно сказывается на возможности их дальнейшего редактирования. Кроме того, "залатывание" и "надтачивание" зачастую бывает недостаточного качества - края получаются не ровными, не той формы, которой хотелось и т.п. При возникновении попыток редактировать видимую часть изображения таким образом - необходимо всячески показывать способ изменения изображения (в таких случаях часто он просто забывается).

4.2.2.2. Нежелание редактировать созданный объект

Данная проблема вытекает из решения предыдущей - не желая редактировать объект ребенок удаляет его и рисует новый, в надежде, что он получится лучше предыдущего. Бывает, что и на десятой итерации у ребенка не получается то, что он желает. В этом случае следует снова напоминать способы редактирования объекта.

4.2.2.3. Неспособность замкнуть линию

Данная проблема абсолютно аналогична проблеме неспособности замкнуть контур выделения в GIMP.Контур замыкается для того, чтобы нарисованный объект был некой фигурой, а не линией, которую, например, можно было бы окрасить в какой-либо цвет. Дети, опять же, ошибочно считают, что пересечения линий (или близкого расположения точек) достаточно, чтобы контур считался замкнутым. При отсутствии заливки объекта они пытаются применить на линию инструмент "Заливка", но у них ничего не получается.

Опять же, для устранения проблемы необходимо каждый раз при демонстранции примеров акцентировать внимание на замыкание контура, на внешний вид курсора для осуществления данной операции. Следует также замечать, что в случае создания незамкнутой линии, ее не обязательно удалять, но можно замкнуть. Причем замкнуть не с помошью дорисовывания поверх (очередная популярная ошибка), а с помошью редактирования уже созданной линии. Данная проблема может повлечь за собой описанные ранее трудности, например, нежелание редактировать созданный объект.

4.2.2.4. Отсутствие фантазии

Если в случае работы с GIMP тему ещё можно было как-то определить существующими исходными изображениями, то в случае с Xara ребенку фактически предоставляется пустой лист, на котором ему предлагается нарисовать что угодно, используя показанные инструменты. Чаще всего, начинается бесцельное использование инструментов, в результате чего ребенок не использует все свойства выбранных инструментов и не создает изображения, которое его бы удовлетворяло. Так же очень распространено копирование идеи, показанной в примере (или рисование аналога изображения у соседа).

Способы решения проблемы - предложение тем, актуальных для данного времени (например, ужастики можно рисовать в пятницу 13-е). Возможно, обсуждать тему с каждым ребенком индивидуально.

Неспособность рационально применять объекты ведет к чрезмерному рисованию объектов карандашом, которые далеко не всегда получаются удачно. Для устранения проблемы можно каждому ребенку индивидуально при необходимости показывать, что голову можно, например, нарисовать эллипсом, туловище, руи и ноги - прямоугольниками, волосы - звездочкой и т.п. Как правило, основные проблемы возникают от неспособности подобрать готовую фигуру под некий реально существующий объект.

4.2.3. Темы

4.2.4. Примеры

4.2.4.1. Примеры для преподавателя

http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/p4-1.png

4.2.4.2. Примеры работ детей

http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/4-1.png http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/4-2.png http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/4-3.png

4.3. Занятие 5

4.3.1. Особенности

4.3.1.1. Советы по применению различных типов заливки

Ниже будут описаны возможные случаи, когда можно применять каждый из типов заливки.

Тип заливки

Возможное применение

Равномерная

Заливка объектов, на которые предполагается дальнейшее наложение теней

Линейная

Тени объектов, полоски (повторяющийся)

По кругу

Тени круглых обхектов (голова), кольца (у планет, на срезах деревьев, вокруг НЛО)

Эллиптическая

Более гибкий вариант заливки по кругу

Коническая

Угловой свет, конические объекты сверху

Бриллиант

Пиромидальные объекты сверху, полоски (более сложные переходы между цветами), орнаменты, содержащие прямолинейные элементы, квадраты, ромбы, параллелограмы (расцветка одежды)

Трехцветная

Трехцветная равномерная заливка, эффект свечения, орнаменты из шестиугольников (сетки, кольчуги)

Четырехцветная

Четырехцветная заливка, равномерные огни (пятна), мелкая разноцветная клетка, переливающиеся полоски (расцветка одежды, тканей)

Растровое изображение

Использование растрового изображения в случае, когда нельзя изобразить нужный объект в векторе (фотообои на стенке)

Фрактальные облака и плазма

Расцветка одежды

4.3.2. Трудности и методы их решения

4.3.2.1. Отсутствие фантазии

Несмотря на ознакомление с новыми инструментами, проблемы, свойственные для предыдущего занятия, остаются:

Способы решения проблемы аналогичны - демонстрация способов лично. Например, с помошью инструмента смешивания удобно рисовать волосы и усы, с помошью контура - создавать переливающуюся заливку формы объекта, с помощью фаски - горы, возвышенности (вид сверху), помещения в перспективе.

4.3.3. Темы

4.3.4. Примеры

4.3.4.1. Примеры для преподавателя

http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/p5-1.png

Работы, выполненные преподавателем во время проведения занятия с целью поднятия интереса детей:

http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/d5-1.png http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/d5-2.png

4.3.4.2. Примеры работ детей

http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/5-1.png http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/5-2.png http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/5-3.png

4.4. Занятие 6

4.4.1. Особенности

4.4.1.1. Советы по составлению рамочек

Чтобы составить сложную рамку, можно применять практически весь инструментарий, изученный ранее.

4.4.2. Трудности и методы их решения

4.4.2.1. Отсутствие фантазии

Было замечено, что при создании рамочек у детей ещё больше проблем с фантазией, чем при рисовании. Часто все ограничивается каким-то одним действием относительно изображения. Чтобы как-то решить проблемы, можно воспользоваться второй названной особенностью - неспособностью создавать рамки, отличные от образца - и в качестве примера привести рамку, содержащую все пункты, перечисленные выше. Возможно, конечная рамка у ребенка получится несколько видоизмененной или не полной.

4.4.2.2. Нежелание заниматься темой занятия

Данная проблема напрямую вытекает из первой: ребенку не интересно делать то, что у него получается сразу, быстро, просто и не особо красиво. В качестве альтернативы можно предлагать совмещение растрового изображения с элементами векторного изображения.

4.4.3. Темы

4.4.4. Примеры

4.4.4.1. Примеры для преподавателя

http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/p6-1.png

4.4.4.2. Примеры работ детей

http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/6-1.png http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/6-2.png http://scirus.benran.ru/~mememeandme/metoda/6-3.png

5. kdenlive

5.1. Технические особенности проведения занятий

5.1.1. Особенности распределения рабочих мест и борьба с шумом

Главная особенность проведения занятий по составлению клипов из исходных материалов - работа с аудиоматериалами, которая влечет за собой использование наушников и колонок.

Если предполагается групповая работа, то сразу же возникает проблема работы со звуковыми материалами - дети должны прослушивать их либо одновременно (более удачный вариант), либо по очереди. Соответственно, для одновременного прослушивания детьми можно либо ставить разветвлители и выдавать несколько пар наушников, либо ставить колонки, а детей с наушниками сажать по одному, если первый вариант по каким-либо причинам не подходит. При работе с колонками сразу возрастает уровень шума - всем хочется послушать свое творение погромче. Кроме того, прослушивание музыки в колонках обычно оказывает сильное влияние на творения остальных детей. Следовательно, имеет смысл рассаживать детей в группы до 4 человек за колонки, при этом располагая как можно дальше компьютеры с колонками друг от друга. Возможность расположения большого количества детей за одним компьютером объясняется тем, что работа с технической стороны достаточно простая - требует минимальных действий, в то время как просмотр и подбор нужных материалов более сложен и может осуществляться группой людей. Такое размещение детей также упрощает работу с достаточно слабыми детьми и детьми, которые плохо читают.

5.2. Занятие 7

5.2.1. Особенности

5.2.1.1. Советы по составлению клипов

В данном случае имеется ввиду синхронизация действия по видео. Для качественной синхронизации необходимо хорошо прослушать аудиопоток, отметить в нем некие аудио-пики, почувствовать ритм. Зная, какие видеофрагменты примерно предполагается использовать, можно делать привязку видео к аудио по ритму. Желательно, чтобы аудио-пики совпадали с кульминационными моментами видео. Чем лучше совпадает градус активности аудио и видеоряда, тем лучше смотрится клип. Возможно, для создания качественной синхронизации потребуется потратить много времени, вырезать куски видео, повторять какие-либо фрагменты клипа (желательно, чтобы было незаметно повторение, иначе оно смотрится странно), подбирать какие-либо кадры из других фрагментов.

Кроме синхронизации при создании видео большую роль играет и подбор по смыслу - гораздо приятнее слушать, например, песню про кота, если там действительно показывается кот, а не самолеты в небе. Кроме того, синхронизацию по смыслу можно довести до той степени, что буквально будут показываться действия, иллюстрирующие дословно каждую строчку песни. Так же большое внимание следует уделять синхронизации видеопотока, в котором кто-либо шевелит ртом, с текстом аудиопотока. Так, например, если какие-то слова песни будут ложиться на видео, в котором отсутствуют какие-либо персонажи, открывающие рот - то смотреться такой фрагмент будет нормально за счет того, что будет создаваться впечатление, что поет кто-то за кадром либо изображение лишь иллюстрирует песню. Если же получится наоборот - персонаж из видеопотока будет открывать рот под инструментальный проигрыш (либо начинать его открывать где-то посередине слов в песне и так же в непонятный момент времени закрывать - до окончания либо после), то у людей, просматривающих клип, скорее возникнут мысли, к чему же была эта безмолвная речь.

5.2.2. Трудности и методы их решения

5.2.2.1. Неудовлетворенность исходными материалами

К сожалению, какие бы ни были исходные материалы, всем понравиться они не могут. Как альтернатива могут быть предложены песни из мультфильмов, известные детям - проблема в итоге может стать несколько менее острой, однако и такой вариант устраивает далеко не всех. Неудовлетворенность исходными материалами часто влияет на желание делать что-либо и на качество конечного результата. Как вариант - можно разрешить использовать свои материалы (в том числе собственные записи, если есть соответствующее оборудование). Можно, наоборот, ограничить выбор по максимуму - тогда проблема того, что что-то не нравится - не будет вставать вообще - потому что не будет другого выхода.

5.2.2.2. Отсутствие синхронизации

Детей очень сложно научить делать синхронизацию на протяжении всего клипа. Чаще все ограничивается подставлением какого-то кусочка на какой-то промежуток песни - если оно случайно получается синхронизировано каким-то промежутком - фрагмент остается на месте. Если фрагмент совсем не подходит - он удаляется. Но чаще всего не очень удачные куски остаются в клипе, в то время как удачных моментов получается совсем мало - порядка 4-5 в лучшем случае. Более того, проблема вызвана не столько ленью, сколько неким слабым представлением, как оно может выглядеть в итоге, а так же невнимательностью к деталям. Можно показывать детям на отсутствие синхронизации на каком-то отрезке, однако это не совсем действенно - часто им нравится то, что они поставили, однако, при просмотре всех клипов, им становится несколько скучно.

5.2.2.3. Отсутствие смысла

Отсутствие смысла - вторая распространенная проблема, присущая многим клипам. К сожалению, бороться с ней можно не сильнее, чем с отсутствием синхронизации, особенно если ребенок утверждает, что некий смысл есть, но он не понятен никому, кроме него, и он его отказывается раскрывать.

Другая крайность отсутствия смысла - подбор видеоряда вслепую. Такое поведение может возникнуть от плохого усваивания задачи, а так же от лени или неудобства средств воспроизведения. Такие проблемы, как правило, решаются повторным объяснением задач и прочими подсказками по ходу выполнения работы.

5.2.2.4. Неаккуратность работы

Даже при наличии какого-то выраженного смысла и какой-то синхронизации, работы детей часто бывают неаккуратны. Неаккуратность может заключаться в небрежно обрезанных клипах, в чрезмерно быстром промелькивании нежелательных кадров. Такие недостатки обычно достаточно быстро устраняются с помощью вырезания - однако, дети по какой-то причине не видят смысл выполнять работу чисто и аккуратно - им нравится и так, даже если они знают, как исправить неудачные места. Можно ввести некую соревновательную составляющую, чтобы заинтересовать детей в аккуратном выполнении работы.

5.3. Занятие 8

5.3.1. Особенности

5.3.1.1. Советы по добавлению эффектов

Эффекты можно использовать для придания каких-то особых свойств некому фрагменту клипа. Однако, следует избегать добавления одного эффекта на весь клип - чаще всего это смотрится не выигрышно.

5.3.2. Трудности и методы их решения

5.3.2.1. Нежелание использовать эффекты

С одной стороны, нежелание использовать эффекты вполне обосновано, потому что хороший клип можно сделать и не используя эффекты. С другой стороны, замечается полное нежелание применять эффекты - посмотреть, попробовать, редактировать их и т.п. Как вариант выхода из данного положения можно составить на занятии клип, в котором бы использовалось много эффектов, которые были бы достаточно уместны.

5.3.2.2. Поверхностное редактирование параметров эффектов

Если кто-либо и использует эффекты, то, как правило, практически не редактирует его параметры, а, чаще, и не редактирует вовсе. Если проблема добавления эффекта ещё может упираться в некую творческую составляющую работы, то на редактировании параметров следует заострять особое внимание - иногда получается, что из-за недостаточных корректировок ребенок отказывается от использования эффекта вообще, в то время как с помошью эффекта можно было осуществить задуманное.

5.4. Занятие 9

5.4.1. Особенности

5.4.1.1. Советы по добавлению переходов

Переходы следует добавлять в тех случаях, когда нежелательна резкая смена кадра на каком-то промежутке клипа.

Примеры ситуаций, в которых можно использовать переходы:

Ситуация

Комментарий

Медленная музыка

В клипах на медленную музыку часто вставляются переходы, обеспечивающие плавный переход одного изображения в друге - в этом случае резкие переходы не режут глаза

Динамичная музыка

Для придания эффекта особой динамичности используют эффекты, в которых смена одного изображения на другое осуществляется с помощью смещения, наложения. В этом случае к движению на одном из потоков добавляется движение самого потока, что может добавить динамичности.

Переходы после титров

Часто добовляются переходы после отдельно вставленного кадра, кадра с титрами и т.п. - их наличие только украшает клип и чаще всего не бывает лишним.

Сюжетные переходы

Переходы могут добавляться и согласно заранее продуманному сюжетному плану клипа. Например, между фрагментами из разных видеоматериалов, на переходах между припевами и куплетами песни

5.4.2. Трудности и методы их решения

5.4.2.1. Нежелание использовать переходы

Нежелание использовать переходы, в общем и целом, достаточно похоже на нежелание использовать эффекты. Однако, если клип сделан неаккуратно - ребенку можно предложить попробовать закрыть неудачные места переходами.

5.4.2.2. Поверхностное использование

Проблемы и причины их возникновения полностью аналогичны проблемам с эффектами:

Методы решения такие же, как и в случае с эффектами: подсказки, повторное озвучивание примеров использования.

6. Заключительное занятие

6.1. Особенности

6.1.1. Советы по выбору номинаций и награждаемых

Очевидно, что чем больше детей награждено - тем лучше. Для подбора номинаций для награждения необходимо просмотреть все работы детей, если это возможно - разбить на какие-то группы (по возрасту авторов, по тематике, по использованным средствам), подсчитать количественные результаты, объем. По каждому параметру в рамках группы можно выделить по номинации. Если есть некая область, в которой дети делали свои работы неохотно - возможно, следует особо отметить тех, кто сделал в ней что-либо законченное и осмысленное.

6.2. Трудности и методы их решения

6.2.1. Большая продолжительность показа

Во время проведения заключительного занятия предполагается показ работ ребят друг другу. Если графические работы можно представить в виде выставки, то анимации и клипы необходимо демонстрировать с компьютера. Если анимации обычно длятся недолго, а, значит, и легко просматриваются, то с клипами ситуация другая. Во-первых, ребенок может сделать очень длинный клип (повторять одну и ту же песню несколько раз), во-вторых, из-за ограниченного выбора композиций и видеоряда клипы, сделанные не очень качественно, сливаются воедино, тем самым утомляя зрителя. Если дети ещё могут выдержать просмотр - потому что они это делали, им оно интересно, они видят какие-то особенности, - то родителям приходится смотреть примерно одинаковый поток достаточно долгий промежуток времени (средняя продолжительность одной песни - 3-4 минуты). Для уменьшения времени показа можно:

6.2.2. Плохое внимание

6.2.2.1. Предложение определять автора самостоятельно

В качестве разрядки во время просмотра клипов можно предположить детям определять автора клипа. К сожалению, не все могут узнать даже свой клип. Однако, это является лакмусовой бумажкой качества клипа - потому что хорошо сделанный клип запоминается надолго.

6.2.2.2. Объявление автора

Если автора найти так и не удалось, либо процесс нахождения порождает слишком много шума, можно объявлять авторов показываемых клипов в начале или в конце клипа.

6.3. Возможные номинации