Предыдущий раздел Уровень выше Следующий раздел

Библиотеки классов и примеры программ

Начнем с обзора класса Math, который содержит методы для работы с математическими функциями и две константы, задающие числа pi - PI и e - E.

double a = Math.pow(Math.PI,2);
System.out.println("PI^2="+a);
В таблице ниже представлены некоторые методы данного класса.

МетодНазначение метода
cos(x), sin(x)
и tan(x)
Возвращают косинус, синус и тангенс числа x, заданного в радианах
atan2(y, x) Возвращает арктангенс дроби y/x, где x и y заданы в радианах и заключены в диапазоне от -PI до PI
exp(x) Возвращает число е, возведенное в степень x
log(x) Возвращает натуральный логарифм числа x>0
log10(x) Возвращает логарифм числа x>0 по основанию 10
sqrt(x) Возвращает квадратный корень из неотрицательного числа x
pow(x,y) Возвращает x в степени y

Еще одной часто используемой библиотекой является пакет классов, предназначенный для работы с файлами. Для чтения информации из файла можно использовать уже знакомый нам класс BufferedReader, a для записи строк в файл - родственный ему класс BufferedWriter.

import java.io.*;

class TestRead {
  public static void main(String[] args)
    throws Exception{
    BufferedReader r = new BufferedReader(
          new FileReader("rfile.txt"));
    String str;
     
    while ((str = r.readLine()) != null) {
      System.out.println(str);  
    }
  }
}
(загрузить программу и тестовый файл)

Приведем пример записи строк в файл помощью метода write. В отличии от аналогичного метода языка Ruby этот метод не добавляет символ перевода на новую строку автоматически.

Обратите внимание, что после окончания записи поток необходимо закрыть методом close.

import java.io.*;

class TestWrite {
  public static void main(String[] args)
    throws Exception{
    BufferedWriter w = new BufferedWriter(
        new FileWriter("wfile.txt"));
    int i = 10;
    String str1 = "Строка 1. ";
    String str2 = "И ее продолжение.\n";
    String str3 = "Еще одна, содержащая число " + i;
     
    w.write(str1);
    w.write(str2);
    w.write(str3);
    w.write("\n");
     
    w.close();
  }
}

Часто возникает необходимость разбить строку, полученную из файла, на отдельные компоненты (лексемы). В языке Ruby для этой цели мы пользовались функцией split. Ее Java-эквивалент представляет класс StringTokenizer. Вот пример его использования. Создайте файл info.txt и запишите в него свои фамилию, имя и отчество, разделенные пробелами.

import java.io.*;
import java.util.StringTokenizer;

class TestSplit {
  public static void main(String[] args) throws Exception {
    BufferedReader r = new BufferedReader(
                             new FileReader("info.txt"));
    StringTokenizer t;
    t = new StringTokenizer(r.readLine()," ");
        
    while(t.hasMoreTokens()) {
      System.out.println(t.nextToken());
    }
  }
}
При создании обьекта класса StringTokenizer используются два параметра: первый - это строка, которую мы собираемся обработать, а второй - разделители (в нашем случае это пробельный символ). Обратите внимание, что мы подключили дополнительную библиотеку java.util.StringTokenizer.

И, наконец, перепишем программу, иллюстрирующую наследованиe классов, на язык Java. Поместите в файл с именем Life.java код, приведенный ниже.

class Animal { 
  public void breath() {
    System.out.println("Все животные дышат: "
                     +"вдохнули и выдохнули");
  }
}

class Cat extends Animal {
  // Подать голос
  public void bark() {  
    System.out.println("Mew Mew, я кошка.");
  }
}

class Bird {
  public void layEgg() {
    System.out.println("Яйцо снесено");
  }

  public void fly() {
    System.out.println("Я птица, я лечу!!!");
  }
}

class Life {
  public static void main(String[] args) {
    // Создаем объекты разных классов
    Cat tama = new Cat();
    tama.breath();
    tama.bark();

    Bird macaw = new Bird();
    macaw.layEgg();
    macaw.fly();
  }
}
Можно заметить, что программа практически дублирует ее вариант на языке Ruby, с точностью до замены оператора наследования (<) на ключевое слово extends.


Задания

  1. Добавьте в программу класс Dog с методом bark.
  2. Добавьте класс Penguin для описания пингвинов, который переопределяет метод fly (пингвины не летают).
  3. Создайте экземпляры добавленных классов и продемонстрируйте использование доступных в них методов.

Предыдущий раздел Уровень выше Следующий раздел