Предыдущий раздел Уровень выше Следующий раздел

Массивы и ввод данных

Массивы в языке Java очень похожи на массивы в Ruby, но все их элементы обязаны иметь один и тот же тип. Другими словами, возможен массив целых чисел или массив строк, но недопустим массив, содержащий и то и другое. Как и все другие переменные, массив должен быть объявлен до своего использования.

Под массив требуется выделить память, указав количество элементов в нем, которое в дальнейшем изменить нельзя. Отметим, что каждый из элементов массива целых чисел, по умолчанию, будет равен нулю.

RubyJava
Объявление массива
myArray = []
int myArray[];
Выделение памяти
myArray = Array.new(10)
myArray = new int[10];
Инициализация массива
myArray[0] = 10
myArray[5] = 100
myArray[0] = 10;
myArray[5] = 100;
Объявление с инициализацией
myArray = [1,2,3,4]
myArray[] = {1,2,3,4};
Длина массива
i = myArray.length
int i = myArray.length;
Доступ к элементу массива
i = myArray[0]
int i = myArray[0];
Выход за границы массива
i = myArray[1000]
# i = nil
int i = myArray[1000];
// ошибка 
Язык Java допускает совмещение объявления массива с выделением памяти:
int myArray[] = new int[10];

Аналогично Ruby язык Java поддерживает работу с многомерными массивами. К элементам таких массивов можно добраться, последовательно указывая их индексы. Например,

int a[][] = { {1,2,3},
              {4,5,6},
	    };
// либо 
int b[] = new int [2][3];
b[0][0] = 1; b[0][1] = 2; b[0][2] = 2;
b[1][0] = 4; b[1][1] = 5; b[1][2] = 6;
Сравните это с фрагментом программы на Ruby:
a = [ [1, 2, 3],
      [4, 5, 6],
    ]
// либо 
b[0][0] = 1; b[0][1] = 2; b[0][2] = 2;
b[1][0] = 4; b[1][1] = 5; b[1][2] = 6;

Ввод данных в языке Java устроен значительно сложнее, чем в Ruby. Кроме того, при вводе возможно возникновение так называемых исключительных ситуаций (Exception), поэтому программы, использующие ввод данных, обязаны содержать фрагменты кода, отвечающие за обработку исключительных ситуаций. В простейших случаях это сводится к добавлению конструкции throws Exception.


Пример
Приведем программу, демонстрирующую ввод данных с клавиатуры с использованием класса BufferedReader.

import java.io.*;

class TestInput {
  public static void main(String[] args)
    throws Exception{
    BufferedReader r = new BufferedReader(
        new InputStreamReader(System.in));

    int a;
    double x;
    String str;

    System.out.print("Ведите строку: ");
    str = r.readLine();
    System.out.print("Введите целое число: ");
    a = Integer.parseInt(r.readLine());
    System.out.print("Введите действительное" +
                     " число: ");
    x = Double.parseDouble(r.readLine());

    System.out.println("str=" + str + ", a=" +
                        a + ", x=" + x);
  }
}

Ключевое слово import служит для подключения дополнительных библиотек. В нашем примере подключается пакет классов, отвечающий за ввод/вывод (input/output). BufferedReader создает входной поток данных для получения информации с клавиатуры. Метод readLine, знакомый нам по Ruby, возвращает введенную строку, а заменой методов to_i и to_f (преобразований строки в числа) в языке Java являются:

После запуска этой программы ввод каждой "порции" данных завершается нажатием клавиши Enter.
Предыдущий раздел Уровень выше Следующий раздел