Миграция: введение
Прежде чем говорить о собственно миграции, сделаем несколько замечаний, касающихся школ. Во-первых, начинающееся сейчас внедрение ПСПО на самом деле касается не только школ, но и всевозможных учреждений вокруг них, таких как РОНО и пр. Во-вторых, сама школа --- это не только кабинет информатики с учениками. Это еще бухгалтерия, директор и много административных работников. К сожалению, проведение полноценной миграции в школе (и "вокруг" нее) --- задача практически невыполнимая или, по крайней мере, в довольно-таки странной форме поставленная. Впрочем, берущийся за это дело человек должен многие (или даже все) трудности предвидеть, а потому избежать их ему должно быть проще. Заметим, однако, что многие из условий стандартного алгоритма миграции в школе оказываются невыполненными, а потому иногда приходится искать "обходные пути". В дальнейшем изложение будет касаться задачи миграции в общем случае.
Вначале ссылка: План доклада "Легальная миграция на Linux" (Георгий Курячий, LinuxWorld 2006).
Что такое миграция? Речь у нас пойдет вот о чем. Предположим, что у нас имеется некоторый парк компьютеров, оснащенных некоторым набором ПО. Корректное функционирование этого ПО обеспечивает решение тех или иных задач, связанных с деятельностью организации (фирмы, школы). Другими словами, что в организации налажены внутренний документооборот и обмен документами с "внешним миром". С точки зрения условного "начальника IT-отдела", в соответствующих процессах участвуют люди (сотрудники, ученики) и документы (в том числе "архив" или "банк"). Заметим, что объектная область происходящих в организации процессов для наших задач значения не имеет: важны лишь сами решаемые задачи и представление соответствующей информации в электронном виде.
И вот по каким-то причинам принимается решение о переходе на СПО. О причинах речь пойдет дальше, а сейчас заметим следующее. Миграция --- это сам процесс переоснащения: с момента принятия решения до момента, когда организация продолжает работу в штатном режиме. Важно понимать, что миграция начинается и заканчивается не установкой ОС Linux на все компьютеры --- она начинается раньше и заканчивается позже. Решение об установке ОС Linux на компьютеры может и вообще быть не принято: может оказаться, что существенно удобнее и дешевле не переходить на ОС Linux, а, к примеру, приобрести достаточное количество компьютеров Apple с MacOS X (так?). В дальнейшем, однако, будем предполагать, что решение о переходе на СПО уже принято.
Пожалуй, один из главных принципов проведения миграция заключается в следующем: миграция как переходный процесс никогда не является собственной задачей организации. Целью проведения миграции является не внедрение, к примеру, ОС Linux, а улучшение рабочего (учебного) процесса, каковой, вообще говоря, отношения к используемой на компьютерах ОС не имеет никакого (это утверждение справедливо в том числе и для школ). Поэтому успешность миграции определяется не тем, насколько успешно проведена установка той или иной ОС или набора ПО, а тем, насколько эффективнее стали в новых условиях стали решаться рабочие задачи.
Будем теперь считать, что миграции проводится либо специальной компанией-мигратором, либо энтузиастом, желающим принять участие в процессе перехода на СПО. Впрочем, есть вариант и хуже: в случае школы можно оказаться просто вынужденным провести миграцию --- хотя бы из-за того, что никто не собирается оплачивать используемое проприетарное ПО в 2010 году. В любом случае, тем не мене, следует быть уверенным в необходимости миграции. Итак, мы приходим к первому серьезному вопросу: зачем вообще проводить миграцию?
Причины
- Первая причина --- финансово-правовая (для школ она является, пожалуй, самой актуальной). Лишних денег ни у кого нет, а лицензионную чистоту соблюдать надо. Как уже упоминалось, лицензия на так называемую "Первую ПОмощь" для школ заканчивается в 2010 году, поэтому им предпринимать необходимо что-то уже сейчас. Сделаем три замечания, касающиеся этой причины:
- В школах, где преподаватель информатики действительно интересуется различными тонкостями своего предмета, часто наблюдается совершенно дикий зоопарк всевозможного ПО. Это не только офисный пакет от корпорации Microsoft, но и куча совершенно "сторонних" программ, часто не имеющих никакого отношения к учебному процессу и, возможно, принесенных самими учениками. Разумеется, закупить такой набор возможности нет никакой даже при наличии очень богатого дядюшки (отметим в скобках, что широко используемый в школах Borland Pascal, с одной стороны, вообще не продается и, с другой --- не раздается бесплатно). Поэтому "наведение" лицензионной чистоты, вообще говоря, равносильно удалению всего этого зоопарка.
Второе замечание касается так называемой "стоимости владения". На сегодняшний день не существует открытых методик определения стоимости владения, которым можно доверять. Поэтому, когда говорят о том, что стоимость владения решением на основе ОС Windows (уточнить формулировку!) значительно ниже стоимости владения решением на основе ОС Linux (или наоборот), --- это можно считать довольно досужими рассуждениями. Такого рода исследования, как правило, кем-либо ангажированы, а методики (используемые критерии, показатели и параметры) не публикуются --- а это значит, что они попросту не обеспечены широкой тестовой базой.
- Что касается школ, то там про стоимость владения открытыми и закрытыми решениями известно практически все. Достаточно сравнить, сколько денег было потрачено государством на две различные задачи. Первая --- разработка и внедрение ПСПО, который по функциональности практически идентичен используемому проприетарному пакету, вторая --- закупка лицензий на эти проприетарные программы на 3 года. На лицензии было потрачено порядка 1,5 миллиардов, а на дальнейшее внедрение соответствующего ПО --- порядка 600 миллионов рублей. На разработку же ПСПО было потрачено примерно 60 миллионов, а на внедрение (к настоящему моменту) --- примерно 500 миллионов рублей. Кстати говоря, внедрять новый продукт, естественно, всегда сложней, чем внедрять то, что уже установлено. Администраторов же в школах, по-видимому, как не было, так и не будет, поэтому эта часть стоимости владения, по большому счету, остается неизменной.
- Вторую причину иногда называют "причиной имени депутата Алксниса" --- это технологическая независимость страны. ПСПО, несмотря на разнообразные не слишком компетентные заявления, это продукт работы либо разработчиков РФ, либо разработчиков СНГ. Впрочем, дело даже не в этом, а в том, что открытый исходный код (в данном случае --- свободно распространяемый) сам по себе обеспечивает технологическую независимость. Для подтверждения отсутствия "программных закладок" можно обратиться к экспертам по информационной безопасности. Заметим, что эта технологическая независимость, помимо прочего, оборачивается еще и созданием дополнительных рабочих мест: разработчики, техническая поддержка и пр. Кроме этого, при использовании ПСПО деньги не уходят за границу.
- С корпоративной точки зрения, СПО обладает двумя существенными преимуществами: это гибкость и масштабируемость. С одной стороны, там, где проведено единичное решение, его нетрудно расширить; с другой --- это справедливо и для чисто технических деталей: один сервер несложно "превратить" в два и пр. Что же касается гибкости, то она обеспечивается возможностью доработки и внесения изменений "под собственные нужды" (так называемые "единичные внедрения"). Здесь же отметим и инженерные преимущества: свободные системы в подавляющем большинстве случаев устроены довольно просто и, следовательно, хорошо поддаются изучению и модификации. Необходимо добавить, однако, что политика компаний --- производителей несвободных продуктов часто несколько более ориентирована на работу "на любом железе", хотя реальных гарантий, впрочем, обычно не дается. Тем не менее, по показателям быстродействия впереди в большинстве случаев оказывается свободное, а не проприетарное ПО.
Здесь нужно сделать следующее важное замечание. При переходе на свободное ПО придется встретиться с изменением стиля работы технического персонала. На сегодняшний день специалист по ОС Linux в большинстве случаев не только дороже стоит, но и обладает гораздо более высокой квалификацией в IT вообще. Linux-администратор, как правило, умеет программировать --- хотя бы на языке оболочки, а чаще --- на нескольких языках. Можно сказать, что здесь кроется одна из хитрых особенностей ОС Linux вообще: почти наверняка этого администратора никто не заставлял изучать Shell --- он это сделал сам. Никто не заставлял его повышать свою квалификацию --- без дополнительной платы, в нерабочее время. Возможно, это следствие того, что среда Linux долгое время была, в некотором смысле, маргинальной. Тем не менее, в настоящее время можно с уверенностью сказать, что:
- само устройство предлагаемой СПО программной среды подталкивает к ее изучению;
- в большинстве случаев "нет простого пути" --- иными словами, квалификация основывается на знаниях, а не на "готовых рецептах";
- как следствие, обучение гораздо удобнее основывать на процессе познания, а не на тренингах.
Поясним последний выделенный нами пункт. Тренинги практически всегда дают немедленный эффект, который, однако, быстро сходит на нет. Тренинги приходится возобновлять, но те навыки, которые можно выработать с их помощью, не исчерпывают всего необходимого объема. Если же система обучения ориентирована на получение знаний, то моментального эффекта ждать не приходится, однако в долгосрочной перспективе результат достигается лучший:
(здесь полезно нарисовать график функций y = x1/2 и y = x2 на сегменте [0; 2])
Заметим, что с этим связаны и некоторые из социальных установок: Linux-администраторов часто бывает двое. Один из них --- "гуру" (появляется на рабочем месте раз в неделю), а второй --- "ученик" (присутствует постоянно и занимается повышением своей квалификации).
Практика показывает, что "ориентированность на познание", вообще говоря, дает отличный эффект в университетах (причины этого понятны). Что касается школ и других учреждений --- принимать решение о принятии того или иного подхода следует каждый раз отдельно. Вообще, по поводу познавательно ориентированных систем разумно сослаться на книгу лектора "ОС Unix".
Сведения о ресурсах
Готовность (%) |
Продолжительность (ак. ч.) |
Подготовка (календ. ч.) |
Полный текст (раб. д.) |
Предварительные знания |
Level |
Maintainer |
Start date |
End date |
39 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
|
|