Различия между версиями 8 и 10 (по 2 версиям)
Версия 8 от 2008-08-26 11:18:42
Размер: 19989
Редактор: DmitryChistikov
Комментарий:
Версия 10 от 2008-08-26 21:47:02
Размер: 20246
Редактор: DmitryChistikov
Комментарий: Передаю дальше
Удаления помечены так. Добавления помечены так.
Строка 3: Строка 3:
Прежде чем говорить о собственно миграции, сделаем несколько замечаний, касающихся школ. Во-первых, начинающееся сейчас внедрение ПСПО на самом деле затрагивает не только их, но и всевозможные связанные с ними учреждения, такие как РОНО. Во-вторых, в школе, кроме кабинета информатики с учениками, есть еще бухгалтерия, директор и много административных работников. К сожалению, проведение в таких условиях полноценной миграции --- задача практически невыполнимая или, по крайней мере, в довольно-таки странной форме поставленная. Заметим, однако, что многие из условий стандартного алгоритма миграции в школе оказываются невыполненными, а потому иногда приходится искать "обходные пути". Впрочем, берущийся за это дело человек должен многие (или даже все) трудности предвидеть. Наш рассказ о миграции к школе привязан не будет; используем при рассмотрении [[http://old.uneex.ru//storage/presentation/LW2006/all.html|план доклада "Легальная миграция на Linux"]] (Георгий Курячий, !LinuxWorld 2006).  ''Прошу обратить особое внимание на этот фрагмент при вычитке, поскольку у меня к окончанию работ глаза совсем "замылились".'' -- DmitryChistikov <<DateTime(2008-08-26T22:47:01+0400)>>
Строка 5: Строка 5:
Предположим, что у нас имеется некоторый парк компьютеров, оснащенных некоторым набором ПО. Корректное функционирование этого ПО обеспечивает решение тех или иных задач, связанных с деятельностью организации (фирмы, школы). Другими словами, в организации налажен внутренний документооборот и обмен документами с "внешним миром". С точки зрения условного "начальника IT-отдела", в соответствующих процессах участвуют люди (сотрудники, ученики) и документы (в том числе "архив" или "банк"). Заметим, что объектная область происходящих в организации процессов для миграции значения не имеет: важны лишь сами решаемые задачи и представление соответствующей информации в электронном виде. Прежде чем говорить о собственно миграции, сделаем несколько замечаний, касающихся школ. Во-первых, начинающееся сейчас внедрение ПСПО на самом деле затрагивает не только их, но и всевозможные связанные с ними учреждения (такие, как РОНО). Во-вторых, в школе, кроме кабинета информатики с учениками, есть еще бухгалтерия, директор и много административных работников. К сожалению, проведение в таких условиях полноценной миграции --- задача практически невыполнимая или, по крайней мере, в довольно-таки странной форме поставленная. Заметим, однако, что многие из условий стандартного алгоритма миграции в школе оказываются невыполненными, а потому иногда приходится искать "обходные пути". Впрочем, берущийся за это дело человек должен многие (или даже все) трудности предвидеть. Наш рассказ о миграции к школе привязан не будет; используем при рассмотрении [[http://old.uneex.ru//storage/presentation/LW2006/all.html|план доклада "Легальная миграция на Linux"]] (Георгий Курячий, !LinuxWorld 2006).

Предположим, что у нас имеется некоторый парк компьютеров, оснащенных некоторым набором ПО. Корректное функционирование этого ПО обеспечивает решение тех или иных задач, связанных с деятельностью организации (фирмы, школы): в ней налажен внутренний документооборот и обмен документами с "внешним миром". С точки зрения "начальника IT-отдела", в соответствующих процессах участвуют люди (сотрудники, ученики) и документы (в том числе "архив" или "банк"). Заметим, что объектная область происходящих в организации процессов для миграции значения не имеет: важны лишь сами решаемые задачи и представление соответствующей информации в электронном виде.
Строка 16: Строка 18:
  
  * В школах, где преподаватель информатики действительно интересуется различными тонкостями своего предмета, часто наблюдается совершенно дикий зоопарк всевозможного ПО. Это не только офисный пакет от корпорации Microsoft, но и куча совершенно "сторонних" программ, часто не имеющих никакого отношения к учебному процессу --- возможно, эти программы принесли сами учащиеся. Разумеется, закупить такой набор ПО возможности нет никакой, даже при наличии очень богатого дядюшки (отметим в скобках, что широко используемый в школах Borland Pascal, с одной стороны, вообще не продается, а с другой --- не раздается бесплатно). Поэтому наведение лицензионной чистоты в такой ситуации, вообще говоря, равносильно удалению всего этого зоопарка.

  * В школах, где преподаватель информатики действительно интересуется различными тонкостями своего предмета, часто наблюдается совершенно дикий зоопарк всевозможного ПО. Это не только офисный пакет от корпорации Microsoft, но и куча совершенно "сторонних" программ, часто не имеющих никакого отношения к учебному процессу --- возможно, принесенных самими учащимися. Разумеется, закупить такой набор ПО возможности нет никакой, даже при наличии очень богатого дядюшки (отметим в скобках, что широко используемый в школах Borland Pascal, с одной стороны, вообще не продается, а с другой --- не раздается бесплатно). Поэтому наведение лицензионной чистоты в такой ситуации, вообще говоря, равносильно удалению всего этого зоопарка.
Строка 21: Строка 23:
  * Что же касается школ, то в данной области про стоимость владения открытыми и закрытыми решениями известно практически все: достаточно сравнить, сколько денег было потрачено государством на две различные задачи. Первая --- разработка и внедрение пакета СПО, который по функциональности практически идентичен используемому проприетарному пакету, вторая --- закупка лицензий на эти проприетарные программы на 3 года. На лицензии было потрачено порядка 1,5 миллиардов, а на дальнейшее внедрение соответствующего ПО --- порядка 600 миллионов рублей. На разработку же ПСПО было потрачено примерно 60 миллионов, а на внедрение (к настоящему моменту) --- примерно 500 миллионов рублей (при том, что внедрять новый продукт, естественно, всегда сложней, чем внедрять то, что уже установлено). Администраторов же в школах, по-видимому, как не было, так и не будет, поэтому эта часть стоимости владения, по большому счету, остается неизменной.   * Что же касается школ, то в данной области про стоимость владения открытыми и закрытыми решениями известно практически все: достаточно сравнить, сколько денег было потрачено государством на две различные задачи. Первая --- разработка и внедрение пакета СПО, который по функциональности практически идентичен используемому проприетарному пакету, вторая --- закупка лицензий на эти проприетарные программы на 3 года. На лицензии было потрачено порядка 1,5 миллиардов, а на дальнейшее внедрение соответствующего ПО --- порядка 600 миллионов рублей. На разработку же ПСПО было потрачено примерно 60 миллионов, а на внедрение (к настоящему моменту) --- примерно 500 миллионов рублей (при том, что внедрять новый продукт, естественно, всегда сложней, чем внедрять то, что уже установлено). Администраторов же в школах, по-видимому, как не было, так и не будет, поэтому эту часть стоимости владения можно считать неизменной.
Строка 26: Строка 28:
 
 1. Основное инженерное преимущество СПО заключается в следующем: свободные системы в подавляющем большинстве случаев устроены довольно просто и, следовательно, хорошо поддаются изучению и модификации. Несмотря на то, что политика компаний --- производителей несвободных продуктов бывает в большей степени ориентирована на работу "на любом железе", реальных гарантий чаще всего они не дают. По показателям быстродействия также в большинстве случаев впереди оказывается свободное, а не проприетарное ПО.

 1. Основное инженерное преимущество СПО заключается в следующем: в подавляющем большинстве случаев свободные системы устроены довольно просто и, следовательно, хорошо поддаются изучению и модификации. Несмотря на то, что политика компаний --- производителей несвободных продуктов бывает в значительной степени ориентирована на работу "на любом железе", реальных гарантий чаще всего они не дают. Похожая ситуация и с показателями быстродействия --- здесь впереди также очень часто оказывается свободное, а не проприетарное ПО.
Строка 30: Строка 32:
 
Строка 32: Строка 34:
 * в большинстве случаев "нет простого пути" --- иными словами, квалификация основывается на знаниях, а не на "готовых рецептах";  * при решении большого количества задач оказывается, что "простого пути" нет --- квалификация основывается на знаниях, а не на "готовых рецептах";
Строка 49: Строка 51:
|| 47 || 1 || 1 || 1 || || 1 || DmitryChistikov, DmitryChistikov, VsevolodKrishchenko || || || || 50 || 1 || 1 || 1 || || 1 || DmitryChistikov, DmitryChistikov, VsevolodKrishchenko || || ||

Миграция: введение

  • Прошу обратить особое внимание на этот фрагмент при вычитке, поскольку у меня к окончанию работ глаза совсем "замылились". -- DmitryChistikov 2008-08-26 21:47:01

Прежде чем говорить о собственно миграции, сделаем несколько замечаний, касающихся школ. Во-первых, начинающееся сейчас внедрение ПСПО на самом деле затрагивает не только их, но и всевозможные связанные с ними учреждения (такие, как РОНО). Во-вторых, в школе, кроме кабинета информатики с учениками, есть еще бухгалтерия, директор и много административных работников. К сожалению, проведение в таких условиях полноценной миграции --- задача практически невыполнимая или, по крайней мере, в довольно-таки странной форме поставленная. Заметим, однако, что многие из условий стандартного алгоритма миграции в школе оказываются невыполненными, а потому иногда приходится искать "обходные пути". Впрочем, берущийся за это дело человек должен многие (или даже все) трудности предвидеть. Наш рассказ о миграции к школе привязан не будет; используем при рассмотрении план доклада "Легальная миграция на Linux" (Георгий Курячий, LinuxWorld 2006).

Предположим, что у нас имеется некоторый парк компьютеров, оснащенных некоторым набором ПО. Корректное функционирование этого ПО обеспечивает решение тех или иных задач, связанных с деятельностью организации (фирмы, школы): в ней налажен внутренний документооборот и обмен документами с "внешним миром". С точки зрения "начальника IT-отдела", в соответствующих процессах участвуют люди (сотрудники, ученики) и документы (в том числе "архив" или "банк"). Заметим, что объектная область происходящих в организации процессов для миграции значения не имеет: важны лишь сами решаемые задачи и представление соответствующей информации в электронном виде.

И вот по каким-то причинам принимается решение о переходе на СПО. О причинах речь пойдет дальше, а сейчас дадим более или менее формальное определение. Миграция --- это сам процесс перехода, с момента принятия решения и до момента, когда организация продолжает работу в штатном режиме. Важно понимать, что миграция не ограничивается установкой ОС Linux на все компьютеры --- она начинается раньше и заканчивается позже. Решение об установке ОС Linux на компьютеры может и вовсе оказаться не принятым: возможно, в той или иной ситуации существенно удобнее и дешевле не переходить на СПО, а, к примеру, приобрести достаточное количество компьютеров Apple с MacOS X (так?). В дальнейшем, однако, будем предполагать, что решение о переходе уже принято.

Один из главных принципов проведения миграции заключается в следующем: миграция сама по себе является лишь переходным процессом и потому никогда не является самостоятельной задачей организации. Целью проведения миграции является не внедрение, к примеру, ОС Linux, а улучшение рабочего (учебного) процесса, каковой, вообще говоря, отношения к используемой на компьютерах ОС не имеет никакого (это утверждение справедливо в том числе и для школ). Поэтому успешность миграции определяется не тем, насколько аккуратно проведена установка той или иной ОС или набора ПО, а тем, насколько эффективнее стали в новых условиях решаться рабочие задачи.

Будем в дальнейшем предполагать, что миграция проводится либо специальной компанией-мигратором, либо энтузиастом, желающим принять участие в процессе перехода на СПО. Впрочем, есть вариант и хуже: в случае школы можно оказаться просто вынужденным провести миграцию --- хотя бы из-за того, что никто не собирается оплачивать используемое проприетарное ПО из пакета "Первой ПОмощи" по окончании срока действия лицензии (в 2010 году). В любом случае, однако, следует быть уверенным в необходимости миграции. Мы приходим, таким образом, к первому серьезному вопросу: зачем вообще проводить миграцию?

Причины

  1. Первая причина --- финансово-правовая (для школ она является, пожалуй, самой актуальной). Лишних денег ни у кого нет, а лицензионную чистоту соблюдать надо. Как уже упоминалось, лицензия на так называемую "Первую ПОмощь" для школ заканчивается в 2010 году, поэтому предпринимать что-то необходимо уже сейчас. Сделаем три замечания, касающиеся указанной причины:
    • В школах, где преподаватель информатики действительно интересуется различными тонкостями своего предмета, часто наблюдается совершенно дикий зоопарк всевозможного ПО. Это не только офисный пакет от корпорации Microsoft, но и куча совершенно "сторонних" программ, часто не имеющих никакого отношения к учебному процессу --- возможно, принесенных самими учащимися. Разумеется, закупить такой набор ПО возможности нет никакой, даже при наличии очень богатого дядюшки (отметим в скобках, что широко используемый в школах Borland Pascal, с одной стороны, вообще не продается, а с другой --- не раздается бесплатно). Поэтому наведение лицензионной чистоты в такой ситуации, вообще говоря, равносильно удалению всего этого зоопарка.
    • Второе замечание касается так называемой "стоимости владения". На сегодняшний день открытых методик ее определения (которым можно доверять) не существует. Поэтому, когда говорят о том, что стоимость владения решением на основе ОС Windows значительно ниже стоимости владения решением на основе ОС Linux (или наоборот), --- это можно считать довольно досужими рассуждениями. Такого рода исследования, как правило, кем-либо ангажированы, и соответствующие методики (используемые критерии, показатели и параметры) не публикуются --- а это значит, что они попросту не обеспечены широкой тестовой базой.
    • Что же касается школ, то в данной области про стоимость владения открытыми и закрытыми решениями известно практически все: достаточно сравнить, сколько денег было потрачено государством на две различные задачи. Первая --- разработка и внедрение пакета СПО, который по функциональности практически идентичен используемому проприетарному пакету, вторая --- закупка лицензий на эти проприетарные программы на 3 года. На лицензии было потрачено порядка 1,5 миллиардов, а на дальнейшее внедрение соответствующего ПО --- порядка 600 миллионов рублей. На разработку же ПСПО было потрачено примерно 60 миллионов, а на внедрение (к настоящему моменту) --- примерно 500 миллионов рублей (при том, что внедрять новый продукт, естественно, всегда сложней, чем внедрять то, что уже установлено). Администраторов же в школах, по-видимому, как не было, так и не будет, поэтому эту часть стоимости владения можно считать неизменной.
  2. Вторую причину иногда называют "причиной имени депутата Алксниса" --- это технологическая независимость страны. ПСПО, несмотря на разнообразные не слишком компетентные заявления, это продукт работы разработчиков РФ и СНГ. Впрочем, открытый (в данном случае --- свободно распространяемый) исходный код технологическую независимость обеспечивает сам по себе. Для подтверждения отсутствия "программных закладок" можно обратиться к экспертам по информационной безопасности. Заметим, что такой способ обеспечения технологической независимости, помимо прочего, оборачивается еще и созданием дополнительных рабочих мест: разработчики, техническая поддержка и пр. --- при использовании ПСПО деньги вообще не уходят за границу.
  3. С корпоративной точки зрения, СПО обладает двумя существенными преимуществами: это масштабируемость и гибкость. С одной стороны, единичное решение обыкновенно бывает нетрудно расширить; с другой --- масштабируемость касается и чисто технических деталей: один сервер несложно "превратить" в два и пр. Что же касается гибкости, то она обеспечивается возможностью доработки и внесения изменений "под собственные нужды" в случае так называемых "единичных внедрений".
  4. Основное инженерное преимущество СПО заключается в следующем: в подавляющем большинстве случаев свободные системы устроены довольно просто и, следовательно, хорошо поддаются изучению и модификации. Несмотря на то, что политика компаний --- производителей несвободных продуктов бывает в значительной степени ориентирована на работу "на любом железе", реальных гарантий чаще всего они не дают. Похожая ситуация и с показателями быстродействия --- здесь впереди также очень часто оказывается свободное, а не проприетарное ПО.

Здесь следует остановиться и сделать следующее важное замечание. Переход на свободное ПО обычно сопровождается заметным изменением стиля работы технического персонала. На сегодняшний день специалист по ОС Linux в большинстве случаев не только дороже стоит, но и обладает гораздо более высокой квалификацией в IT вообще. Linux-администратор, как правило, умеет программировать --- хотя бы на языке оболочки, а чаще --- на нескольких языках, причем почти наверняка его никто не заставлял изучать Shell --- он это сделал сам, повысив таким образом свою квалификацию без дополнительной платы и в нерабочее время. Можно сказать, что здесь кроется одна из хитрых особенностей ОС Linux вообще. Возможно, такие ситуации --- следствие того, что среда Linux долгое время была, в некотором смысле, маргинальной. Так или иначе, в настоящее время можно с уверенностью сказать, что:

  • само устройство предлагаемой СПО программной среды подталкивает к ее изучению;
  • при решении большого количества задач оказывается, что "простого пути" нет --- квалификация основывается на знаниях, а не на "готовых рецептах";
  • как следствие, обучение гораздо удобнее основывать на процессе познания, а не на тренингах.

Поясним последний выделенный нами пункт. Использование тренингов при обучении практически всегда дает немедленный эффект, который, однако, быстро сходит на нет. Тренинги приходится возобновлять, но вырабатываемые таким образом навыки чаще всего не исчерпывают всего необходимого объема умений. Если же система обучения ориентирована на получение знаний, то моментального эффекта ждать не приходится, однако в долгосрочной перспективе результат достигается лучший:

(здесь полезно нарисовать график функций y = x1/2 и y = x2 на сегменте [0; 2])

Заметим, что с данной особенностью связана, например, следующая социальная установка: Linux-администраторов чаще всего двое. Один из них --- "гуру" (появляется на рабочем месте раз в неделю), а второй --- "ученик" (присутствует постоянно и занимается повышением своей квалификации).

Практика показывает, что "ориентированность на познание" можно с успехом использовать, скажем, в университетах. Что касается школ и других учреждений --- принимать решение о принятии того или иного подхода следует каждый раз отдельно. Вообще, по поводу познавательно ориентированных систем разумно сослаться на первые три главы книги лектора "ОС Unix" (ссылку, возможно, нужно будет поменять).


Сведения о ресурсах

Готовность (%)

Продолжительность (ак. ч.)

Подготовка (календ. ч.)

Полный текст (раб. д.)

Предварительные знания

Level

Maintainer

Start date

End date

50

1

1

1

1

DmitryChistikov, DmitryChistikov, VsevolodKrishchenko


CategoryLectures CategoryPspo CategoryMpgu CategoryUneex

PspoClasses/080807/01MigrationIntro (последним исправлял пользователь eSyr 2009-03-22 23:50:51)