Differences between revisions 4 and 5
Revision 4 as of 2008-08-23 12:49:54
Size: 19628
Comment:
Revision 5 as of 2008-08-23 12:54:23
Size: 19746
Comment:
Deletions are marked like this. Additions are marked like this.
Line 37: Line 37:
''(картинка)'' (''здесь полезно нарисовать график функций ''y = x^1/2^'' и ''y = x^2^'' на сегменте ''[0; 2])

Миграция: введение

Прежде чем говорить о собственно миграции, сделаем несколько замечаний, касающихся школ. Во-первых, начинающееся сейчас внедрение ПСПО на самом деле касается не только школ, но и всевозможных учреждений вокруг них, таких как РОНО и пр. Во-вторых, сама школа --- это не только кабинет информатики с учениками. Это еще бухгалтерия, директор и много административных работников. К сожалению, проведение полноценной миграции в школе (и "вокруг" нее) --- задача практически невыполнимая или, по крайней мере, в довольно-таки странной форме поставленная. Впрочем, берущийся за это дело человек должен многие (или даже все) трудности предвидеть, а потому избежать их ему должно быть проще. Заметим, однако, что многие из условий стандартного алгоритма миграции в школе оказываются невыполненными, а потому иногда приходится искать "обходные пути". В дальнейшем изложение будет касаться задачи миграции в общем случае.

Вначале ссылка: План доклада "Легальная миграция на Linux" (Георгий Курячий, LinuxWorld 2006).

Что такое миграция? Речь у нас пойдет вот о чем. Предположим, что у нас имеется некоторый парк компьютеров, оснащенных некоторым набором ПО. Корректное функционирование этого ПО обеспечивает решение тех или иных задач, связанных с деятельностью организации (фирмы, школы). Другими словами, что в организации налажены внутренний документооборот и обмен документами с "внешним миром". С точки зрения условного "начальника IT-отдела", в соответствующих процессах участвуют люди (сотрудники, ученики) и документы (в том числе "архив" или "банк"). Заметим, что объектная область происходящих в организации процессов для наших задач значения не имеет: важны лишь сами решаемые задачи и представление соответствующей информации в электронном виде.

И вот по каким-то причинам принимается решение о переходе на СПО. О причинах речь пойдет дальше, а сейчас заметим следующее. Миграция --- это сам процесс переоснащения: с момента принятия решения до момента, когда организация продолжает работу в штатном режиме. Важно понимать, что миграция начинается и заканчивается не установкой ОС Linux на все компьютеры --- она начинается раньше и заканчивается позже. Решение об установке ОС Linux на компьютеры может и вообще быть не принято: может оказаться, что существенно удобнее и дешевле не переходить на ОС Linux, а, к примеру, приобрести достаточное количество компьютеров Apple с MacOS X (так?). В дальнейшем, однако, будем предполагать, что решение о переходе на СПО уже принято.

Пожалуй, один из главных принципов проведения миграция заключается в следующем: миграция как переходный процесс никогда не является собственной задачей организации. Целью проведения миграции является не внедрение, к примеру, ОС Linux, а улучшение рабочего (учебного) процесса, каковой, вообще говоря, отношения к используемой на компьютерах ОС не имеет никакого (это утверждение справедливо в том числе и для школ). Поэтому успешность миграции определяется не тем, насколько успешно проведена установка той или иной ОС или набора ПО, а тем, насколько эффективнее стали в новых условиях стали решаться рабочие задачи.

Будем теперь считать, что миграции проводится либо специальной компанией-мигратором, либо энтузиастом, желающим принять участие в процессе перехода на СПО. Впрочем, есть вариант и хуже: в случае школы можно оказаться просто вынужденным провести миграцию --- хотя бы из-за того, что никто не собирается оплачивать используемое проприетарное ПО в 2010 году. В любом случае, тем не мене, следует быть уверенным в необходимости миграции. Итак, мы приходим к первому серьезному вопросу: зачем вообще проводить миграцию?

Причины

  1. Первая причина --- финансово-правовая (для школ она является, пожалуй, самой актуальной). Лишних денег ни у кого нет, а лицензионную чистоту соблюдать надо. Как уже упоминалось, лицензия на так называемую "Первую ПОмощь" для школ заканчивается в 2010 году, поэтому им предпринимать необходимо что-то уже сейчас. Сделаем три замечания, касающиеся этой причины:
    • В школах, где преподаватель информатики действительно интересуется различными тонкостями своего предмета, часто наблюдается совершенно дикий зоопарк всевозможного ПО. Это не только офисный пакет от корпорации Microsoft, но и куча совершенно "сторонних" программ, часто не имеющих никакого отношения к учебному процессу и, возможно, принесенных самими учениками. Разумеется, закупить такой набор возможности нет никакой даже при наличии очень богатого дядюшки (отметим в скобках, что широко используемый в школах Borland Pascal, с одной стороны, вообще не продается и, с другой --- не раздается бесплатно). Поэтому "наведение" лицензионной чистоты, вообще говоря, равносильно удалению всего этого зоопарка.
    • Второе замечание касается так называемой "стоимости владения". На сегодняшний день не существует открытых методик определения стоимости владения, которым можно доверять. Поэтому, когда говорят о том, что стоимость владения решением на основе ОС Windows (уточнить формулировку!) значительно ниже стоимости владения решением на основе ОС Linux (или наоборот), --- это можно считать довольно досужими рассуждениями. Такого рода исследования, как правило, кем-либо ангажированы, а методики (используемые критерии, показатели и параметры) не публикуются --- а это значит, что они попросту не обеспечены широкой тестовой базой.

    • Что касается школ, то там про стоимость владения открытыми и закрытыми решениями известно практически все. Достаточно сравнить, сколько денег было потрачено государством на две различные задачи. Первая --- разработка и внедрение ПСПО, который по функциональности практически идентичен используемому проприетарному пакету, вторая --- закупка лицензий на эти проприетарные программы на 3 года. На лицензии было потрачено порядка 1,5 миллиардов, а на дальнейшее внедрение соответствующего ПО --- порядка 600 миллионов рублей. На разработку же ПСПО было потрачено примерно 60 миллионов, а на внедрение (к настоящему моменту) --- примерно 500 миллионов рублей. Кстати говоря, внедрять новый продукт, естественно, всегда сложней, чем внедрять то, что уже установлено. Администраторов же в школах, по-видимому, как не было, так и не будет, поэтому эта часть стоимости владения, по большому счету, остается неизменной.
  2. Вторую причину иногда называют "причиной имени депутата Алксниса" --- это технологическая независимость страны. ПСПО, несмотря на разнообразные не слишком компетентные заявления, это продукт работы либо разработчиков РФ, либо разработчиков СНГ. Впрочем, дело даже не в этом, а в том, что открытый исходный код (в данном случае --- свободно распространяемый) сам по себе обеспечивает технологическую независимость. Для подтверждения отсутствия "программных закладок" можно обратиться к экспертам по информационной безопасности. Заметим, что эта технологическая независимость, помимо прочего, оборачивается еще и созданием дополнительных рабочих мест: разработчики, техническая поддержка и пр. Кроме этого, при использовании ПСПО деньги не уходят за границу.
  3. С корпоративной точки зрения, СПО обладает двумя существенными преимуществами: это гибкость и масштабируемость. С одной стороны, там, где проведено единичное решение, его нетрудно расширить; с другой --- это справедливо и для чисто технических деталей: один сервер несложно "превратить" в два и пр. Что же касается гибкости, то она обеспечивается возможностью доработки и внесения изменений "под собственные нужды" (так называемые "единичные внедрения"). Здесь же отметим и инженерные преимущества: свободные системы в подавляющем большинстве случаев устроены довольно просто и, следовательно, хорошо поддаются изучению и модификации. Необходимо добавить, однако, что политика компаний --- производителей несвободных продуктов часто несколько более ориентирована на работу "на любом железе", хотя реальных гарантий, впрочем, обычно не дается. Тем не менее, по показателям быстродействия впереди в большинстве случаев оказывается свободное, а не проприетарное ПО.

Здесь нужно сделать следующее важное замечание. При переходе на свободное ПО придется встретиться с изменением стиля работы технического персонала. На сегодняшний день специалист по ОС Linux в большинстве случаев не только дороже стоит, но и обладает гораздо более высокой квалификацией в IT вообще. Linux-администратор, как правило, умеет программировать --- хотя бы на языке оболочки, а чаще --- на нескольких языках. Можно сказать, что здесь кроется одна из хитрых особенностей ОС Linux вообще: почти наверняка этого администратора никто не заставлял изучать Shell --- он это сделал сам. Никто не заставлял его повышать свою квалификацию --- без дополнительной платы, в нерабочее время. Возможно, это следствие того, что среда Linux долгое время была, в некотором смысле, маргинальной. Тем не менее, в настоящее время можно с уверенностью сказать, что:

  • само устройство предлагаемой СПО программной среды подталкивает к ее изучению;
  • в большинстве случаев "нет простого пути" --- иными словами, квалификация основывается на знаниях, а не на "готовых рецептах";
  • как следствие, обучение гораздо удобнее основывать на процессе познания, а не на тренингах.

Поясним последний выделенный нами пункт. Тренинги практически всегда дают немедленный эффект, который, однако, быстро сходит на нет. Тренинги приходится возобновлять, но те навыки, которые можно выработать с их помощью, не исчерпывают всего необходимого объема. Если же система обучения ориентирована на получение знаний, то моментального эффекта ждать не приходится, однако в долгосрочной перспективе результат достигается лучший:

(здесь полезно нарисовать график функций y = x1/2 и y = x2 на сегменте [0; 2])

Заметим, что с этим связаны и некоторые из социальных установок: Linux-администраторов часто бывает двое. Один из них --- "гуру" (появляется на рабочем месте раз в неделю), а второй --- "ученик" (присутствует постоянно и занимается повышением своей квалификации).

Практика показывает, что "ориентированность на познание", вообще говоря, дает отличный эффект в университетах (причины этого понятны). Что касается школ и других учреждений --- принимать решение о принятии того или иного подхода следует каждый раз отдельно. Вообще, по поводу познавательно ориентированных систем разумно сослаться на книгу лектора "ОС Unix".


Сведения о ресурсах

Готовность (%)

Продолжительность (ак. ч.)

Подготовка (календ. ч.)

Полный текст (раб. д.)

Предварительные знания

Level

Maintainer

Start date

End date

39

1

1

1

1

DmitryChistikov, DmitryChistikov, VsevolodKrishchenko


CategoryLectures CategoryPspo CategoryMpgu CategoryUneex

PspoClasses/080807/01MigrationIntro (last edited 2009-03-22 20:50:51 by eSyr)