Differences between revisions 3 and 4
Revision 3 as of 2008-08-22 14:56:56
Size: 14862
Comment:
Revision 4 as of 2008-08-23 12:49:54
Size: 19628
Comment:
Deletions are marked like this. Additions are marked like this.
Line 3: Line 3:
У миграции есть очень неплохой план --- древнючий план на линуксэкспо, который теперь доступен. Прежде чем говорить о собственно миграции, сделаем несколько замечаний, касающихся школ. Во-первых, начинающееся сейчас внедрение ПСПО на самом деле касается не только школ, но и всевозможных учреждений вокруг них, таких как РОНО и пр. Во-вторых, сама школа --- это не только кабинет информатики с учениками. Это еще бухгалтерия, директор и много административных работников. К сожалению, проведение полноценной миграции в школе (и "вокруг" нее) --- задача практически невыполнимая или, по крайней мере, в довольно-таки странной форме поставленная. Впрочем, берущийся за это дело человек должен многие (или даже все) трудности предвидеть, а потому избежать их ему должно быть проще. Заметим, однако, что многие из условий стандартного алгоритма миграции в школе оказываются невыполненными, а потому иногда приходится искать "обходные пути". В дальнейшем изложение будет касаться задачи миграции в общем случае.
Line 5: Line 5:
Начнём с миграции. Эта тема не имеет прямого отношения, не вполне соответствует всему, что здесь происходило, но надо учитывать, что когда мы говорим о внедрении ПСПО в школы, но и всевозможные имеющиеся учреждения вокруг школ. И второе --- школа не только дети, но и бухгалтеры, директор и так далее. Как лектор понимает из того, что сейчас попробует рассказать, проведение полноценной миграции --- вещь невыполнимая или в неправильной форме строящаяся, проводить миграцию в школе очень неудобно. С другой стороны, если человек за это берётся, он видит трудности, которые возникают во время проведения миграции, он можнет этих трудностей избежать, если будет знать о них. То есть, всё, что пред. как долж. и в шкле отсутствует, ... . ... лект ор будет интерп. свои слова применительно к миграции. Вначале ссылка: [[http://old.uneex.ru//storage/presentation/LW2006/all.html|План доклада "Легальная миграция на Linux"]] (Георгий Курячий, !LinuxWorld 2006).
Line 7: Line 7:
Посмотрим на статью ... , придумал это название Смирнов, когда эта тема была модной, это такое ключевое слово, с другой стороны ключевое слово Linux --- вот такой вот монстр получился. Что такое миграция? Речь у нас пойдет вот о чем. Предположим, что у нас имеется некоторый парк компьютеров, оснащенных некоторым набором ПО. Корректное функционирование этого ПО обеспечивает решение тех или иных задач, связанных с деятельностью организации (фирмы, школы). Другими словами, что в организации налажены внутренний документооборот и обмен документами с "внешним миром". С точки зрения условного "начальника IT-отдела", в соответствующих процессах участвуют люди (сотрудники, ученики) и документы (в том числе "архив" или "банк"). Заметим, что объектная область происходящих в организации процессов для наших задач значения не имеет: важны лишь сами решаемые задачи и представление соответствующей информации в электронном виде.
Line 9: Line 9:
Вот план у нас перед глазами, а что изх него следует, лектор будет пояснять. И вот по каким-то причинам принимается решение о переходе на СПО. О причинах речь пойдет дальше, а сейчас заметим следующее. Миграция --- это сам процесс переоснащения: с момента принятия решения до момента, когда организация продолжает работу в штатном режиме. Важно понимать, что миграция начинается и заканчивается не установкой ОС Linux на все компьютеры --- она начинается раньше и заканчивается позже. Решение об установке ОС Linux на компьютеры может и вообще быть не принято: может оказаться, что существенно удобнее и дешевле не переходить на ОС Linux, а, к примеру, приобрести достаточное количество компьютеров Apple с MacOS X (''так?''). В дальнейшем, однако, будем предполагать, что решение о переходе на СПО уже принято.
Line 11: Line 11:
Что такое миграция? Речь вот о чём: у вас есть некий парк, этот парк снащён некоторым ПО, это ПО там не просто так существуетЮ, а выполняет какую-то задачу, и не одну, при этом вып. задачи сводится не только к тому, что оно правильно функц, но и к тому, что в него вхдят док. и из него выходят. Сущ. банк документов, уч. в процессе, сущ. люди... Такой типичный взгляд на устр. фирмы со стороны нач. IT-отдела. Нач. IT-отдела всё равно, цемент там продают или невест. Всё равно, какая объектная обл.,, обл. деятельнсти ввереной ему фирму, ему не всё равно решаемые задачи, ему не всё равно, с какой формой электроннй инфрмации, ему не всё равно, как в электронном виде, как цемент-невесты-ёжики представляются в электр. виде. Пожалуй, один из главных принципов проведения миграция заключается в следующем: миграция как переходный процесс никогда не является собственной задачей организации. Целью проведения миграции является не внедрение, к примеру, ОС Linux, а улучшение рабочего (учебного) процесса, каковой, вообще говоря, отношения к используемой на компьютерах ОС не имеет никакого (это утверждение справедливо в том числе и для школ). Поэтому успешность миграции определяется не тем, насколько успешно проведена установка той или иной ОС или набора ПО, а тем, насколько эффективнее стали в новых условиях стали решаться рабочие задачи.
Line 13: Line 13:
И вдрцуг по каким-=то причинам принимается решение, что всё это нужно переоснащать П с откр. лицензией. Про причины отдельно. Сам процесс переоснащения с момента, кгда оно принято до момента, кгда фирма продолж. рабту в штатном режиме и больше услуг по переосн. не требуется. Это чтобы было понятно, что мигр. нач. и конч. не уст. Линукса --- она нач. раньше и конч. позже. Это к тому, что решение по какой-то причине принято. Его можно и не принять. Может оказаться, что существенно удобнее и дешевле окажется работать не за линуксом, а скупить гору маков. Тем не менее, задача является не задачей фирмы. Целью не является внедрение линукса. Целью является улучшение рабочего процесса. Рабочий процесс этт отношения к линуксу не имеет никакого. В школе --- не имеет. Поэтому успешность миграции оценивается не по тому, наск. успешно засунут линукс, а по тому, наск. успешно решаются задачи, наск. эффективно ни решаются, желательно, чтбы более эффективно. Будем теперь считать, что миграции проводится либо специальной компанией-мигратором, либо энтузиастом, желающим принять участие в процессе перехода на СПО. Впрочем, есть вариант и хуже: в случае школы можно оказаться просто вынужденным провести миграцию --- хотя бы из-за того, что никто не собирается оплачивать используемое проприетарное ПО в 2010 году. В любом случае, тем не мене, следует быть уверенным в необходимости миграции. Итак, мы приходим к первому серьезному вопросу: зачем вообще проводить миграцию?
Line 15: Line 15:
Тем не менее, будем исходить, чт либ компания-мигратор ходит по градам и весям и агитирует всех на переход, либ вы энтузиаст, который хочет переходить. В случае школ есть третий случай --- вас заставляют делать этот переход (рассках пр превращение кареты в тыкву). БЫло бы очень неплохо, чтбы, тем не менее, вы и окр. вас люди были убеждены в том, чтбы это делать необх. И лект. сотоварищи, нек. время пообсуждав, пришли к причинам, по к-рым. это надо делать. === Причины ===
Line 17: Line 17:
Первая причина финансово-правовая. Денег никто не даёт, а лиц. чистоту соблюдать надо. Лицензия а первую помощь заканчивается в 2010 году, и надо что-то елать. Тут есть отдельное некоее соображение, связанное с тем, что в школах, где преп. инф. инт. чем-то, наблюдается совершенно дикий состав софта. Там не только ворд, а куча всякого непонятного удивительного, в том числе, принесённого детьми. Разумеется, закупить всё вот это невозхможно даже при наличии чень богатго дядюшки. Для школ есть отд. соображение (для инст. это более акт) --- набор ПО предст. собой огр. зоопарк, который никто не будет покупать. Поэтуму мигр. раносильна удалению всего этого зопарка. Что касается стимости владения, т это тоже совершенно отедбная штука, связанная вт с чем: на сег. день не существует методик оценки ст. владения, которым можно доверять. Если говорят, что ст. владения винд. горажде ниже, чем ст. вл. на базе линукс, а другие говорят, чт наоб., то это слушать нельзя, пск. это кем-то ангажировано, поск. нет открытой методики. Дк говорил, что есть такая откр. тулза, которая собирает статисткиу, но лектр её не запомнил. Но компании, кторые делают подобные иссл., делают эт по закр. метдикам. Закр. мет. это плохо, что им невозможно обесп. ширкий testbase.  1. Первая причина --- финансово-правовая (для школ она является, пожалуй, самой актуальной). Лишних денег ни у кого нет, а лицензионную чистоту соблюдать надо. Как уже упоминалось, лицензия на так называемую "Первую ПОмощь" для школ заканчивается в 2010 году, поэтому им предпринимать необходимо что-то уже сейчас. Сделаем три замечания, касающиеся этой причины:
  
  * В школах, где преподаватель информатики действительно интересуется различными тонкостями своего предмета, часто наблюдается совершенно дикий зоопарк всевозможного ПО. Это не только офисный пакет от корпорации Microsoft, но и куча совершенно "сторонних" программ, часто не имеющих никакого отношения к учебному процессу и, возможно, принесенных самими учениками. Разумеется, закупить такой набор возможности нет никакой даже при наличии очень богатого дядюшки (отметим в скобках, что широко используемый в школах Borland Pascal, с одной стороны, вообще не продается и, с другой --- не раздается бесплатно). Поэтому "наведение" лицензионной чистоты, вообще говоря, равносильно удалению всего этого зоопарка.
Line 19: Line 21:
Что касается школы, т там про ст. владений откр/закр. владением всё пнятн. Дост. сравнить, сколько было готово потр. государств: первое --- разр. и внедрение ПСПО, экв. тому, что ндо был, и закупка лицензий. На закупку лицензий было потр. 1.5 миллиарда и на альн. внедр. было потр. 600 млн., учитывая чт на разр. было потр. 60 млн. и на внедр. 500 млн., чейчас мжет больше, поск. внедрение туда, где ничего нет это не внедр. виндовза там, где он и так есть. (пр администрирование)   * Второе замечание касается так называемой "стоимости владения". На сегодняшний день не существует открытых методик определения стоимости владения, которым можно доверять. Поэтому, когда говорят о том, что стоимость владения решением на основе ОС Windows (''уточнить формулировку!'') значительно ниже стоимости владения решением на основе ОС Linux (или наоборот), --- это можно считать довольно досужими рассуждениями. Такого рода исследования, как правило, кем-либо ангажированы, а методики (используемые критерии, показатели и параметры) не публикуются --- а это значит, что они попросту не обеспечены широкой тестовой базой.
Line 21: Line 23:
Какие есть причины? Причина Алксниса: технологическая нез. России. ПСПО, несмтря на закидоны со стороны алкснисообразных и прчих, это всё конечно предмет межицины, а вреальности дело сост. так, чт разр. ПСПО они лиюо россияне, либо из СНГ, но делао даже не в этм, дело не в тм, русские там или нет, а дел в м, что откр. исх. код исп. инф. независимость. (про сертификат) этот серт. нужен для тго, чтобы можн было работать с перс. данными.   * Что касается школ, то там про стоимость владения открытыми и закрытыми решениями известно практически все. Достаточно сравнить, сколько денег было потрачено государством на две различные задачи. Первая --- разработка и внедрение ПСПО, который по функциональности практически идентичен используемому проприетарному пакету, вторая --- закупка лицензий на эти проприетарные программы на 3 года. На лицензии было потрачено порядка 1,5 миллиардов, а на дальнейшее внедрение соответствующего ПО --- порядка 600 миллионов рублей. На разработку же ПСПО было потрачено примерно 60 миллионов, а на внедрение (к настоящему моменту) --- примерно 500 миллионов рублей. Кстати говоря, внедрять новый продукт, естественно, всегда сложней, чем внедрять то, что уже установлено. Администраторов же в школах, по-видимому, как не было, так и не будет, поэтому эта часть стоимости владения, по большому счету, остается неизменной.
Line 23: Line 25:
Дело даже не в том, что это мдная тема --- сделано в рРоссии, но чисто эк. и техн. это рабочие места в России, их бужет мнго, если пявится техподдержка, разработчики. Кроме того, вы платите не за код, платите за услуги и за доработку.  1. Вторую причину иногда называют "причиной имени депутата Алксниса" --- это технологическая независимость страны. ПСПО, несмотря на разнообразные не слишком компетентные заявления, это продукт работы либо разработчиков РФ, либо разработчиков СНГ. Впрочем, дело даже не в этом, а в том, что открытый исходный код (в данном случае --- свободно распространяемый) сам по себе обеспечивает технологическую независимость. Для подтверждения отсутствия "программных закладок" можно обратиться к экспертам по информационной безопасности. Заметим, что эта технологическая независимость, помимо прочего, оборачивается еще и созданием дополнительных рабочих мест: разработчики, техническая поддержка и пр. Кроме этого, при использовании ПСПО деньги не уходят за границу.
Line 25: Line 27:
Какие инж. преим. у линукса с т. зр. корпоративной: гибкость и масштабируемость. Там где один, мжно сделать десять и эт дост. лёгкая операция. Админ. спр. с разв. класса за полчаса. Гибксть --- взм. дор. и испр. и перехак. под собст. нужды. Особенно, если не предп. воспр. (или как это по-русски)  1. С корпоративной точки зрения, СПО обладает двумя существенными преимуществами: это гибкость и масштабируемость. С одной стороны, там, где проведено единичное решение, его нетрудно расширить; с другой --- это справедливо и для чисто технических деталей: один сервер несложно "превратить" в два и пр. Что же касается гибкости, то она обеспечивается возможностью доработки и внесения изменений "под собственные нужды" (так называемые "единичные внедрения"). Здесь же отметим и инженерные преимущества: свободные системы в подавляющем большинстве случаев устроены довольно просто и, следовательно, хорошо поддаются изучению и модификации. Необходимо добавить, однако, что политика компаний --- производителей несвободных продуктов часто несколько более ориентирована на работу "на любом железе", хотя реальных гарантий, впрочем, обычно не дается. Тем не менее, по показателям быстродействия впереди в большинстве случаев оказывается свободное, а не проприетарное ПО.
Line 27: Line 29:
Дст. часто бывает так, что системы свободные гораздо более просты. Соотв. если задача разб. и доделать, одно дело разобр. в более простой вещи. Но в слчае виндовза существ. миф. гарантия о том, что железка будет раб. на железке с виндовз, гарантии на самом деле нет, но есть стремление. Здесь нужно сделать следующее важное замечание. При переходе на свободное ПО придется встретиться с изменением стиля работы технического персонала. На сегодняшний день специалист по ОС Linux в большинстве случаев не только дороже стоит, но и обладает гораздо более высокой квалификацией в IT вообще. Linux-администратор, как правило, умеет программировать --- хотя бы на языке оболочки, а чаще --- на нескольких языках. Можно сказать, что здесь кроется одна из хитрых особенностей ОС Linux вообще: почти наверняка этого администратора никто не заставлял изучать Shell --- он это сделал сам. Никто не заставлял его повышать свою квалификацию --- без дополнительной платы, в нерабочее время. Возможно, это следствие того, что среда Linux долгое время была, в некотором смысле, маргинальной. Тем не менее, в настоящее время можно с уверенностью сказать, что:
 
 * само устройство предлагаемой СПО программной среды подталкивает к ее изучению;
 * в большинстве случаев "нет простого пути" --- иными словами, квалификация основывается на знаниях, а не на "готовых рецептах";
 * как следствие, обучение гораздо удобнее основывать на процессе познания, а не на тренингах.
Line 29: Line 35:
Быстрдействие. На сег. ень. быстр. не проблема, но с другой стороны, даже сейчас есть люди, которые считают, что если поставить веб-сервер, то всё будет торозить. Поясним последний выделенный нами пункт. Тренинги практически всегда дают немедленный эффект, который, однако, быстро сходит на нет. Тренинги приходится возобновлять, но те навыки, которые можно выработать с их помощью, не исчерпывают всего необходимого объема. Если же система обучения ориентирована на получение знаний, то моментального эффекта ждать не приходится, однако в долгосрочной перспективе результат достигается лучший:
Line 31: Line 37:
Крме того, есть забавный поворот темы, с которым придётся встречаться: изменение стиля раб. тех. персонала. Вообще всякой работы с ПО. То есть, пка так получилось, что специалист в линукс не только дороже стоит, но и гораздо квалиф. в плне IT. Как правило, linux-адм. умеет программировать. Хитрость как раз в том и состоит, что этго линух-дм никто не заставлялучить прогр. на шелле, заст. пов. свю квалиф. Лектор знает людей, которые пов. свою квал.. Может быть, это следствие того, что линукс держался в такой марг. бласти. Но сама система провоцирует эт раз., её тяжело польз., не изуч. два. И если у вас взаимод. системы осн. на тренинге или на изучении, то там будет чень разная кривая научения. Тренинг даёт чень немедленный эффект, но он быстр идёт на нет. Тренинг это штука которую надо возоб, и он не беск. А в случае познания иная ситуация. И если обл. задач лежит выше первй кривой, т лучше обучаться. Поэтому и лин-админов два обычно --- дин гуру, другй ученик. ''(картинка)''
Line 33: Line 39:
Пэтому и надо разб., подх. эт или нет. У кажлго подх., у каждого стиля рабоыт есть свои прблемы. Особенно, кгда вы имеете дело с позн. системой и позн.-риент. адм. Практ. показывает, что в универ. такое проходит просто на ура. Заметим, что с этим связаны и некоторые из социальных установок: Linux-администраторов часто бывает двое. Один из них --- "гуру" (появляется на рабочем месте раз в неделю), а второй --- "ученик" (присутствует постоянно и занимается повышением своей квалификации).
Line 35: Line 41:
Лектор не будет дальше вдаватьсяы в пдр., сошлётся н книжку про проект. и проц. системы. Практика показывает, что "ориентированность на познание", вообще говоря, дает отличный эффект в университетах (причины этого понятны). Что касается школ и других учреждений --- принимать решение о принятии того или иного подхода следует каждый раз отдельно. Вообще, по поводу познавательно ориентированных систем разумно сослаться на книгу лектора "ОС Unix".
Line 43: Line 49:
|| 1 || 1 || 1 || 1 || || 1 || DmitryChistikov, DmitryChistikov, VsevolodKrishchenko || || || || 39 || 1 || 1 || 1 || || 1 || DmitryChistikov, DmitryChistikov, VsevolodKrishchenko || || ||

Миграция: введение

Прежде чем говорить о собственно миграции, сделаем несколько замечаний, касающихся школ. Во-первых, начинающееся сейчас внедрение ПСПО на самом деле касается не только школ, но и всевозможных учреждений вокруг них, таких как РОНО и пр. Во-вторых, сама школа --- это не только кабинет информатики с учениками. Это еще бухгалтерия, директор и много административных работников. К сожалению, проведение полноценной миграции в школе (и "вокруг" нее) --- задача практически невыполнимая или, по крайней мере, в довольно-таки странной форме поставленная. Впрочем, берущийся за это дело человек должен многие (или даже все) трудности предвидеть, а потому избежать их ему должно быть проще. Заметим, однако, что многие из условий стандартного алгоритма миграции в школе оказываются невыполненными, а потому иногда приходится искать "обходные пути". В дальнейшем изложение будет касаться задачи миграции в общем случае.

Вначале ссылка: План доклада "Легальная миграция на Linux" (Георгий Курячий, LinuxWorld 2006).

Что такое миграция? Речь у нас пойдет вот о чем. Предположим, что у нас имеется некоторый парк компьютеров, оснащенных некоторым набором ПО. Корректное функционирование этого ПО обеспечивает решение тех или иных задач, связанных с деятельностью организации (фирмы, школы). Другими словами, что в организации налажены внутренний документооборот и обмен документами с "внешним миром". С точки зрения условного "начальника IT-отдела", в соответствующих процессах участвуют люди (сотрудники, ученики) и документы (в том числе "архив" или "банк"). Заметим, что объектная область происходящих в организации процессов для наших задач значения не имеет: важны лишь сами решаемые задачи и представление соответствующей информации в электронном виде.

И вот по каким-то причинам принимается решение о переходе на СПО. О причинах речь пойдет дальше, а сейчас заметим следующее. Миграция --- это сам процесс переоснащения: с момента принятия решения до момента, когда организация продолжает работу в штатном режиме. Важно понимать, что миграция начинается и заканчивается не установкой ОС Linux на все компьютеры --- она начинается раньше и заканчивается позже. Решение об установке ОС Linux на компьютеры может и вообще быть не принято: может оказаться, что существенно удобнее и дешевле не переходить на ОС Linux, а, к примеру, приобрести достаточное количество компьютеров Apple с MacOS X (так?). В дальнейшем, однако, будем предполагать, что решение о переходе на СПО уже принято.

Пожалуй, один из главных принципов проведения миграция заключается в следующем: миграция как переходный процесс никогда не является собственной задачей организации. Целью проведения миграции является не внедрение, к примеру, ОС Linux, а улучшение рабочего (учебного) процесса, каковой, вообще говоря, отношения к используемой на компьютерах ОС не имеет никакого (это утверждение справедливо в том числе и для школ). Поэтому успешность миграции определяется не тем, насколько успешно проведена установка той или иной ОС или набора ПО, а тем, насколько эффективнее стали в новых условиях стали решаться рабочие задачи.

Будем теперь считать, что миграции проводится либо специальной компанией-мигратором, либо энтузиастом, желающим принять участие в процессе перехода на СПО. Впрочем, есть вариант и хуже: в случае школы можно оказаться просто вынужденным провести миграцию --- хотя бы из-за того, что никто не собирается оплачивать используемое проприетарное ПО в 2010 году. В любом случае, тем не мене, следует быть уверенным в необходимости миграции. Итак, мы приходим к первому серьезному вопросу: зачем вообще проводить миграцию?

Причины

  1. Первая причина --- финансово-правовая (для школ она является, пожалуй, самой актуальной). Лишних денег ни у кого нет, а лицензионную чистоту соблюдать надо. Как уже упоминалось, лицензия на так называемую "Первую ПОмощь" для школ заканчивается в 2010 году, поэтому им предпринимать необходимо что-то уже сейчас. Сделаем три замечания, касающиеся этой причины:
    • В школах, где преподаватель информатики действительно интересуется различными тонкостями своего предмета, часто наблюдается совершенно дикий зоопарк всевозможного ПО. Это не только офисный пакет от корпорации Microsoft, но и куча совершенно "сторонних" программ, часто не имеющих никакого отношения к учебному процессу и, возможно, принесенных самими учениками. Разумеется, закупить такой набор возможности нет никакой даже при наличии очень богатого дядюшки (отметим в скобках, что широко используемый в школах Borland Pascal, с одной стороны, вообще не продается и, с другой --- не раздается бесплатно). Поэтому "наведение" лицензионной чистоты, вообще говоря, равносильно удалению всего этого зоопарка.
    • Второе замечание касается так называемой "стоимости владения". На сегодняшний день не существует открытых методик определения стоимости владения, которым можно доверять. Поэтому, когда говорят о том, что стоимость владения решением на основе ОС Windows (уточнить формулировку!) значительно ниже стоимости владения решением на основе ОС Linux (или наоборот), --- это можно считать довольно досужими рассуждениями. Такого рода исследования, как правило, кем-либо ангажированы, а методики (используемые критерии, показатели и параметры) не публикуются --- а это значит, что они попросту не обеспечены широкой тестовой базой.

    • Что касается школ, то там про стоимость владения открытыми и закрытыми решениями известно практически все. Достаточно сравнить, сколько денег было потрачено государством на две различные задачи. Первая --- разработка и внедрение ПСПО, который по функциональности практически идентичен используемому проприетарному пакету, вторая --- закупка лицензий на эти проприетарные программы на 3 года. На лицензии было потрачено порядка 1,5 миллиардов, а на дальнейшее внедрение соответствующего ПО --- порядка 600 миллионов рублей. На разработку же ПСПО было потрачено примерно 60 миллионов, а на внедрение (к настоящему моменту) --- примерно 500 миллионов рублей. Кстати говоря, внедрять новый продукт, естественно, всегда сложней, чем внедрять то, что уже установлено. Администраторов же в школах, по-видимому, как не было, так и не будет, поэтому эта часть стоимости владения, по большому счету, остается неизменной.
  2. Вторую причину иногда называют "причиной имени депутата Алксниса" --- это технологическая независимость страны. ПСПО, несмотря на разнообразные не слишком компетентные заявления, это продукт работы либо разработчиков РФ, либо разработчиков СНГ. Впрочем, дело даже не в этом, а в том, что открытый исходный код (в данном случае --- свободно распространяемый) сам по себе обеспечивает технологическую независимость. Для подтверждения отсутствия "программных закладок" можно обратиться к экспертам по информационной безопасности. Заметим, что эта технологическая независимость, помимо прочего, оборачивается еще и созданием дополнительных рабочих мест: разработчики, техническая поддержка и пр. Кроме этого, при использовании ПСПО деньги не уходят за границу.
  3. С корпоративной точки зрения, СПО обладает двумя существенными преимуществами: это гибкость и масштабируемость. С одной стороны, там, где проведено единичное решение, его нетрудно расширить; с другой --- это справедливо и для чисто технических деталей: один сервер несложно "превратить" в два и пр. Что же касается гибкости, то она обеспечивается возможностью доработки и внесения изменений "под собственные нужды" (так называемые "единичные внедрения"). Здесь же отметим и инженерные преимущества: свободные системы в подавляющем большинстве случаев устроены довольно просто и, следовательно, хорошо поддаются изучению и модификации. Необходимо добавить, однако, что политика компаний --- производителей несвободных продуктов часто несколько более ориентирована на работу "на любом железе", хотя реальных гарантий, впрочем, обычно не дается. Тем не менее, по показателям быстродействия впереди в большинстве случаев оказывается свободное, а не проприетарное ПО.

Здесь нужно сделать следующее важное замечание. При переходе на свободное ПО придется встретиться с изменением стиля работы технического персонала. На сегодняшний день специалист по ОС Linux в большинстве случаев не только дороже стоит, но и обладает гораздо более высокой квалификацией в IT вообще. Linux-администратор, как правило, умеет программировать --- хотя бы на языке оболочки, а чаще --- на нескольких языках. Можно сказать, что здесь кроется одна из хитрых особенностей ОС Linux вообще: почти наверняка этого администратора никто не заставлял изучать Shell --- он это сделал сам. Никто не заставлял его повышать свою квалификацию --- без дополнительной платы, в нерабочее время. Возможно, это следствие того, что среда Linux долгое время была, в некотором смысле, маргинальной. Тем не менее, в настоящее время можно с уверенностью сказать, что:

  • само устройство предлагаемой СПО программной среды подталкивает к ее изучению;
  • в большинстве случаев "нет простого пути" --- иными словами, квалификация основывается на знаниях, а не на "готовых рецептах";
  • как следствие, обучение гораздо удобнее основывать на процессе познания, а не на тренингах.

Поясним последний выделенный нами пункт. Тренинги практически всегда дают немедленный эффект, который, однако, быстро сходит на нет. Тренинги приходится возобновлять, но те навыки, которые можно выработать с их помощью, не исчерпывают всего необходимого объема. Если же система обучения ориентирована на получение знаний, то моментального эффекта ждать не приходится, однако в долгосрочной перспективе результат достигается лучший:

(картинка)

Заметим, что с этим связаны и некоторые из социальных установок: Linux-администраторов часто бывает двое. Один из них --- "гуру" (появляется на рабочем месте раз в неделю), а второй --- "ученик" (присутствует постоянно и занимается повышением своей квалификации).

Практика показывает, что "ориентированность на познание", вообще говоря, дает отличный эффект в университетах (причины этого понятны). Что касается школ и других учреждений --- принимать решение о принятии того или иного подхода следует каждый раз отдельно. Вообще, по поводу познавательно ориентированных систем разумно сослаться на книгу лектора "ОС Unix".


Сведения о ресурсах

Готовность (%)

Продолжительность (ак. ч.)

Подготовка (календ. ч.)

Полный текст (раб. д.)

Предварительные знания

Level

Maintainer

Start date

End date

39

1

1

1

1

DmitryChistikov, DmitryChistikov, VsevolodKrishchenko


CategoryLectures CategoryPspo CategoryMpgu CategoryUneex

PspoClasses/080807/01MigrationIntro (last edited 2009-03-22 20:50:51 by eSyr)