Различия между версиями 1 и 14 (по 13 версиям)
Версия 1 от 2008-08-08 01:52:14
Размер: 14859
Редактор: eSyr
Комментарий:
Версия 14 от 2008-08-28 13:34:59
Размер: 21882
Редактор: VsevolodKrishchenko
Комментарий:
Удаления помечены так. Добавления помечены так.
Строка 3: Строка 3:
У миграции есть очень неплохой план --- древнючий план на линуксэкспо, который теперь доступен. === Особенности миграции в школе ===
Строка 5: Строка 5:
Начнём с миграции. Эта тема не имеет прямого отношения, не вполне соответствует всему, что здесь происходило, но надо учитывать, что когда мы говорим о внедрении ПСПО в школы, но и всевозможные имеющиеся учреждения вокруг школ. И второе --- школа не только дети, но и бухгалтеры, директор и так далее. Как лектор понимает из того, что сейчас попробует рассказать, проведение полноценной миграции --- вещь невыполнимая или в неправильной форме строящаяся, проводить миграцию в школе очень неудобно. С другой стороны, если человек за это берётся, он видит трудности, которые возникают во время проведения миграции, он можнет этих трудностей избежать, если будет знать о них. То есть, всё, что пред. как долж. и в шкле отсутствует, ... . ... лект ор будет интерп. свои слова применительно к миграции. Прежде чем говорить о собственно миграции, сделаем несколько замечаний, касающихся школ. Во-первых, начинающееся сейчас внедрение ПСПО на самом деле затрагивает не только их, но и всевозможные связанные с ними учреждения (такие, как РОНО). Во-вторых, в школе, кроме кабинета информатики с учениками и учителем, есть еще бухгалтерия, директор и множество административных работников, причем круг используемого программого обеспечения и решаемых его пользователями задач может быть крайне широк и разнообразен и устанавливаться свыше. В силу этого, проведение в таких условиях полноценной миграции --- задача практически невыполнимая или, по крайней мере, в довольно-таки странной форме поставленная, поскольку многие из условий стандартного алгоритма миграции в школе оказываются невыполненными. Наш рассказ о миграции к школе привязан не будет.
Строка 7: Строка 7:
Посмотрим на статью ... , придумал это название Смирнов, когда эта тема была модной, это такое ключевое слово, с другой стороны ключевое слово Linux --- вот такой вот монстр получился. ##, а потому иногда приходится искать "обходные пути". Впрочем, берущийся за это дело человек должен многие (или даже все) трудности предвидеть.
Строка 9: Строка 9:
Вот план у нас перед глазами, а что изх него следует, лектор будет пояснять. ## Наш рассказ о миграции к школе привязан не будет; используем при рассмотрении [[http://old.uneex.ru//storage/presentation/LW2006/all.html|план доклада "Легальная миграция на Linux"]] (Георгий Курячий, !LinuxWorld 2006).
Строка 11: Строка 11:
Что такое миграция? Речь вот о чём: у вас есть некий парк, этот парк снащён некоторым ПО, это ПО там не просто так существуетЮ, а выполняет какую-то задачу, и не одну, при этом вып. задачи сводится не только к тому, что оно правильно функц, но и к тому, что в него вхдят док. и из него выходят. Сущ. банк документов, уч. в процессе, сущ. люди... Такой типичный взгляд на устр. фирмы со стороны нач. IT-отдела. Нач. IT-отдела всё равно, цемент там продают или невест. Всё равно, какая объектная обл.,, обл. деятельнсти ввереной ему фирму, ему не всё равно решаемые задачи, ему не всё равно, с какой формой электроннй инфрмации, ему не всё равно, как в электронном виде, как цемент-невесты-ёжики представляются в электр. виде. === Цель миграции ===
Строка 13: Строка 13:
И вдрцуг по каким-=то причинам принимается решение, что всё это нужно переоснащать П с откр. лицензией. Про причины отдельно. Сам процесс переоснащения с момента, кгда оно принято до момента, кгда фирма продолж. рабту в штатном режиме и больше услуг по переосн. не требуется. Это чтобы было понятно, что мигр. нач. и конч. не уст. Линукса --- она нач. раньше и конч. позже. Это к тому, что решение по какой-то причине принято. Его можно и не принять. Может оказаться, что существенно удобнее и дешевле окажется работать не за линуксом, а скупить гору маков. Тем не менее, задача является не задачей фирмы. Целью не является внедрение линукса. Целью является улучшение рабочего процесса. Рабочий процесс этт отношения к линуксу не имеет никакого. В школе --- не имеет. Поэтому успешность миграции оценивается не по тому, наск. успешно засунут линукс, а по тому, наск. успешно решаются задачи, наск. эффективно ни решаются, желательно, чтбы более эффективно. Предположим, что у нас имеется некоторый парк компьютеров, оснащенных некоторым набором ПО. Корректное функционирование этого ПО обеспечивает решение тех или иных задач, связанных с деятельностью организации (коммерческой фирмы или школы): в ней налажен внутренний документооборот и обмен документами с "внешним миром". С точки зрения "начальника IT-отдела", в соответствующих процессах участвуют люди (сотрудники, ученики) и документы (в том числе "архив" или "банк"). Заметим, что объектная область происходящих в организации процессов для миграции значения не имеет: важны лишь сами решаемые задачи и представление соответствующей информации в электронном виде.
Строка 15: Строка 15:
Тем не менее, будем исходить, чт либ компания-мигратор ходит по градам и весям и агитирует всех на переход, либ вы энтузиаст, который хочет переходить. В случае школ есть третий случай --- вас заставляют делать этот переход (рассках пр превращение кареты в тыкву). БЫло бы очень неплохо, чтбы, тем не менее, вы и окр. вас люди были убеждены в том, чтбы это делать необх. И лект. сотоварищи, нек. время пообсуждав, пришли к причинам, по к-рым. это надо делать. И вот по каким-то причинам принимается решение о переходе на другой набор используемого программного обеспечения, например на ПСПО. О причинах речь пойдет дальше, а сейчас дадим более или менее формальное определение. Миграция --- это сам процесс перехода, с момента принятия решения и до момента, когда организация продолжает работу в штатном режиме. Важно понимать, что миграция далеко не ограничивается установкой ОС Linux на все компьютеры --- она начинается раньше и заканчивается значительно позже. Более того, решение об установке ОС GNU/Linux на компьютеры может и вовсе оказаться непринятым: например, в ходе планирования миграция будет решено оставить на ряде клиентских машин ОС Windows, но сменить офисный пакет на OpenOffice. В дальнейшем, однако, будем предполагать, что решение о переходе на другую ОС было принято.
Строка 17: Строка 17:
Первая причина финансово-правовая. Денег никто не даёт, а лиц. чистоту соблюдать надо. Лицензия а первую помощь заканчивается в 2010 году, и надо что-то елать. Тут есть отдельное некоее соображение, связанное с тем, что в школах, где преп. инф. инт. чем-то, наблюдается совершенно дикий состав софта. Там не только ворд, а куча всякого непонятного удивительного, в том числе, принесённого детьми. Разумеется, закупить всё вот это невозхможно даже при наличии чень богатго дядюшки. Для школ есть отд. соображение (для инст. это более акт) --- набор ПО предст. собой огр. зоопарк, который никто не будет покупать. Поэтуму мигр. раносильна удалению всего этого зопарка. Что касается стимости владения, т это тоже совершенно отедбная штука, связанная вт с чем: на сег. день не существует методик оценки ст. владения, которым можно доверять. Если говорят, что ст. владения винд. горажде ниже, чем ст. вл. на базе линукс, а другие говорят, чт наоб., то это слушать нельзя, пск. это кем-то ангажировано, поск. нет открытой методики. Дк говорил, что есть такая откр. тулза, которая собирает статисткиу, но лектр её не запомнил. Но компании, кторые делают подобные иссл., делают эт по закр. метдикам. Закр. мет. это плохо, что им невозможно обесп. ширкий testbase. ## возможно, в той или иной ситуации существенно удобнее и дешевле не переходить на СПО, а, к примеру, приобрести достаточное количество компьютеров Apple с MacOS X (''так?'').
Строка 19: Строка 19:
Что касается школы, т там про ст. владений откр/закр. владением всё пнятн. Дост. сравнить, сколько было готово потр. государств: первое --- разр. и внедрение ПСПО, экв. тому, что ндо был, и закупка лицензий. На закупку лицензий было потр. 1.5 миллиарда и на альн. внедр. было потр. 600 млн., учитывая чт на разр. было потр. 60 млн. и на внедр. 500 млн., чейчас мжет больше, поск. внедрение туда, где ничего нет это не внедр. виндовза там, где он и так есть. (пр администрирование) Один из главных принципов проведения миграции заключается в следующем: миграция сама по себе является лишь переходным процессом и потому никогда не является самостоятельной задачей организации.
Строка 21: Строка 21:
Какие есть причины? Причина Алксниса: технологическая нез. России. ПСПО, несмтря на закидоны со стороны алкснисообразных и прчих, это всё конечно предмет межицины, а вреальности дело сост. так, чт разр. ПСПО они лиюо россияне, либо из СНГ, но делао даже не в этм, дело не в тм, русские там или нет, а дел в м, что откр. исх. код исп. инф. независимость. (про сертификат) этот серт. нужен для тго, чтобы можн было работать с перс. данными. Целью проведения миграции является не внедрение, к примеру, ОС GNU/Linux, а улучшение рабочего (или учебного) процесса, каковой, вообще говоря, отношения к используемой на компьютерах ОС может не иметь никакого. Это утверждение справедливо как для фирм, так и для школ. Поэтому успешность миграции определяется не тем, насколько аккуратно проведена установка той или иной ОС или набора ПО, а тем, насколько эффективнее стали в новых условиях решаться рабочие задачи.
Строка 23: Строка 23:
Дело даже не в том, что это мдная тема --- сделано в рРоссии, но чисто эк. и техн. это рабочие места в России, их бужет мнго, если пявится техподдержка, разработчики. Кроме того, вы платите не за код, платите за услуги и за доработку. Будем в дальнейшем предполагать, что миграция проводится либо специальной компанией-мигратором, либо энтузиастом, желающим принять участие в процессе перехода на СПО. Впрочем, есть вариант и хуже: в случае школы можно оказаться просто вынужденным провести миграцию --- хотя бы из-за того, что никто не собирается оплачивать используемое проприетарное ПО из пакета "Первой Помощи" по окончании срока действия лицензии (в 2010 году). В любом случае, однако, следует быть уверенным в необходимости миграции. Мы приходим, таким образом, к первому серьезному вопросу: зачем вообще проводить миграцию?
Строка 25: Строка 25:
Какие инж. преим. у линукса с т. зр. корпоративной: гибкость и масштабируемость. Там где один, мжно сделать десять и эт дост. лёгкая операция. Админ. спр. с разв. класса за полчаса. Гибксть --- взм. дор. и испр. и перехак. под собст. нужды. Особенно, если не предп. воспр. (или как это по-русски) === Причины миграции ===
Строка 27: Строка 27:
Дст. часто бывает так, что системы свободные гораздо более просты. Соотв. если задача разб. и доделать, одно дело разобр. в более простой вещи. Но в слчае виндовза существ. миф. гарантия о том, что железка будет раб. на железке с виндовз, гарантии на самом деле нет, но есть стремление.  1. Первая причина --- финансово-правовая, и для школ она является, пожалуй, самой актуальной. Лишних денег обычно ни у кого нет, а лицензионную чистоту соблюдать требует законодательство. Как уже упоминалось, лицензия на так называемую "Первую Помощь" для школ заканчивается в 2010 году, поэтому предпринимать что-то необходимо уже сейчас.
Строка 29: Строка 29:
Быстрдействие. На сег. ень. быстр. не проблема, но с другой стороны, даже сейчас есть люди, которые считают, что если поставить веб-сервер, то всё будет торозить.  2. Вторая причина ---
##причину иногда называют "причиной имени депутата Алксниса" ---
это технологическая независимость страны. ПСПО, несмотря на некоторые некомпетентные заявления, --- продукт работы разработчиков РФ.
## и СНГ -- кажется уже неактуально.
Впрочем, свободно распространяемый исходный код технологическую независимость обеспечивает сам по себе. Для подтверждения отсутствия "программных закладок" можно обратиться к экспертам по информационной безопасности, которые проведут аудит исходного кода. Заметим, что такой способ обеспечения технологической независимости, помимо прочего, оборачивается еще и созданием дополнительных рабочих мест: разработчики, техническая поддержка и пр. --- при использовании ПСПО деньги вообще не уходят за границу.
Строка 31: Строка 35:
Крме того, есть забавный поворот темы, с которым придётся встречаться: изменение стиля раб. тех. персонала. Вообще всякой работы с ПО. То есть, пка так получилось, что специалист в линукс не только дороже стоит, но и гораздо квалиф. в плне IT. Как правило, linux-адм. умеет программировать. Хитрость как раз в том и состоит, что этго линух-дм никто не заставлялучить прогр. на шелле, заст. пов. свю квалиф. Лектор знает людей, которые пов. свою квал.. Может быть, это следствие того, что линукс держался в такой марг. бласти. Но сама система провоцирует эт раз., её тяжело польз., не изуч. два. И если у вас взаимод. системы осн. на тренинге или на изучении, то там будет чень разная кривая научения. Тренинг даёт чень немедленный эффект, но он быстр идёт на нет. Тренинг это штука которую надо возоб, и он не беск. А в случае познания иная ситуация. И если обл. задач лежит выше первй кривой, т лучше обучаться. Поэтому и лин-админов два обычно --- дин гуру, другй ученик.  1. С корпоративной точки зрения, СПО обладает двумя существенными преимуществами: это масштабируемость и гибкость. С одной стороны, единичное решение обыкновенно бывает нетрудно расширить; с другой --- масштабируемость касается и чисто технических деталей: один сервер несложно "превратить" в два и пр. Что же касается гибкости, то она обеспечивается возможностью доработки и внесения изменений "под собственные нужды" в случае так называемых "единичных внедрений".
Строка 33: Строка 37:
Пэтому и надо разб., подх. эт или нет. У кажлго подх., у каждого стиля рабоыт есть свои прблемы. Особенно, кгда вы имеете дело с позн. системой и позн.-риент. адм. Практ. показывает, что в универ. такое проходит просто на ура.  1. Основное инженерное преимущество СПО заключается в следующем: в подавляющем большинстве случаев свободные системы устроены достаточно просто и познаваемо и, следовательно, хорошо поддаются изучению и модификации, в том числе в учебном процессе. Несмотря на то, что политика компаний --- производителей несвободных продуктов бывает в значительной степени ориентирована на работу "на любом железе и с любым ПО", реальных гарантий их лицензия не дает, и в случае непонятного поведения их продукции на каком-либо железе или при работе с какими-либо ПО третьих фирм обычно остается развести руками.
## Похожая ситуация и с показателями быстродействия --- здесь впереди также очень часто оказывается свободное, а не проприетарное ПО.
Строка 35: Строка 40:
Лектор не будет дальше вдаватьсяы в пдр., сошлётся н книжку про проект. и проц. системы. Сделаем два замечания, касающиеся финансовой причины. Во-первых, в школах, где преподаватель информатики действительно интересуется различными тонкостями своего предмета, часто наблюдается совершенно дикий зоопарк всевозможного ПО. Это не только офисный пакет от корпорации Microsoft, но и куча совершенно "сторонних" программ, часто не имеющих никакого отношения к учебному процессу --- возможно, принесенных самими учащимися. Разумеется, закупить такой набор ПО возможности нет никакой, даже при наличии очень богатого дядюшки (например, широко используемый в школах Borland Pascal, с одной стороны, вообще не продается, а с другой --- не раздается бесплатно). Поэтому наведение лицензионной чистоты в такой ситуации, вообще говоря, равносильно удалению всего этого зоопарка.

Второе замечание касается так называемой "стоимости владения" программным обеспечением. На сегодняшний день открытых методик ее определения, которым можно доверять, не существует. Поэтому, когда говорят о том, что стоимость владения решением на основе ОС Windows значительно ниже стоимости владения решением на основе ОС Linux (или наоборот), --- это можно считать довольно досужими рассуждениями. Такого рода исследования, как правило, кем-либо ангажированы, а соответствующие методики (используемые критерии, показатели и параметры) не публикуются --- что значит, что они попросту не обеспечены широкой и достоверной тестовой базой.

Что же касается школ, то в данной области про стоимость владения открытыми и закрытыми решениями известно практически все: достаточно сравнить, сколько денег было потрачено государством на две различные задачи. Первая --- разработка и внедрение пакета СПО, который по функциональности практически идентичен используемому проприетарному пакету, вторая --- закупка лицензий на эти проприетарные программы на 3 года. На лицензии было потрачено порядка 1,5 миллиардов, а на дальнейшее внедрение соответствующего ПО --- порядка 600 миллионов рублей. На разработку же ПСПО было потрачено примерно 60 миллионов, а на внедрение (к настоящему моменту) --- примерно 500 миллионов рублей (при том, что внедрять новый продукт, естественно, всегда сложней, чем внедрять то, что уже установлено). Администраторов же в школах, по-видимому, как не было, так и не будет, поэтому эту часть стоимости владения можно считать неизменной.

Переход на свободное ПО обычно сопровождается заметным изменением стиля работы технического персонала, особенно это касается администратора предприятия.
## На сегодняшний день специалист по ОС Linux в большинстве случаев не только несколько дороже стоит, но и обладает гораздо более высокой квалификацией в IT вообще.
Linux-администратор, как правило, умеет программировать --- хотя бы на языке оболочки, а чаще --- на нескольких языках.
##, причем почти наверняка его никто не заставлял изучать shell --- он это сделал сам, повысив таким образом свою квалификацию без дополнительной платы и в нерабочее время.
Можно сказать, что здесь кроется одна из хитрых особенностей ОС Linux вообще. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что:
##Возможно, такие ситуации --- следствие того, что среда Linux долгое время была, в некотором смысле, маргинальной. Так или иначе,

 * само устройство предлагаемой свободным программным обеспечением программной среды подталкивает к ее изучению;
 * при решении большого количества задач оказывается, что "волшебной кнопки" нет, зато есть возможность сконструировать решение --- квалификация основывается на знаниях, а не на "готовых рецептах";
 * как следствие, обучение гораздо удобнее основывать на процессе познания, а не на тренингах.

Поясним последний выделенный нами пункт. Использование тренингов при обучении практически всегда дает немедленный эффект, который, однако, быстро сходит на нет. Тренинги приходится возобновлять, но вырабатываемые таким образом навыки чаще всего не исчерпывают всего необходимого объема умений. Если же система обучения ориентирована на получение знаний, то моментального эффекта ждать не приходится, однако в долгосрочной перспективе результат достигается лучший:

##(''здесь полезно нарисовать график функций ''y = x^1/2^'' и ''y = x^2^'' на сегменте ''[0; 2])

Заметим, что с данной особенностью связана, например, следующая социальная установка: системных администраторов СПО чаще всего двое. Один из них --- "гуру" --- появляется на рабочем месте примерно раз в неделю, а второй --- "ученик" --- присутствует постоянно и при наличии времени занимается повышением своей квалификации.

Практика показывает, что "ориентированность на познание" можно с успехом использовать, скажем, в университетах, особенно на естественнонаучных факультетах. Что касается школ и других учреждений --- принимать решение о принятии того или иного подхода следует каждый раз отдельно.

##Вообще, по поводу познавательно ориентированных систем разумно сослаться на первые три главы [[http://www.intuit.ru/department/os/osunix/|книги лектора "ОС Unix"]] (''ссылку, возможно, нужно будет поменять'').
Строка 43: Строка 73:
|| 0 || 1 || 1 || 1 || || 1 || PavelSutyrin, DmitryChistikov, VsevolodKrishchenko || || || || 70 || 1 || 1 || 1 || || 1 || DmitryChistikov, DmitryChistikov, VsevolodKrishchenko || || ||

Миграция: введение

Особенности миграции в школе

Прежде чем говорить о собственно миграции, сделаем несколько замечаний, касающихся школ. Во-первых, начинающееся сейчас внедрение ПСПО на самом деле затрагивает не только их, но и всевозможные связанные с ними учреждения (такие, как РОНО). Во-вторых, в школе, кроме кабинета информатики с учениками и учителем, есть еще бухгалтерия, директор и множество административных работников, причем круг используемого программого обеспечения и решаемых его пользователями задач может быть крайне широк и разнообразен и устанавливаться свыше. В силу этого, проведение в таких условиях полноценной миграции --- задача практически невыполнимая или, по крайней мере, в довольно-таки странной форме поставленная, поскольку многие из условий стандартного алгоритма миграции в школе оказываются невыполненными. Наш рассказ о миграции к школе привязан не будет.

Цель миграции

Предположим, что у нас имеется некоторый парк компьютеров, оснащенных некоторым набором ПО. Корректное функционирование этого ПО обеспечивает решение тех или иных задач, связанных с деятельностью организации (коммерческой фирмы или школы): в ней налажен внутренний документооборот и обмен документами с "внешним миром". С точки зрения "начальника IT-отдела", в соответствующих процессах участвуют люди (сотрудники, ученики) и документы (в том числе "архив" или "банк"). Заметим, что объектная область происходящих в организации процессов для миграции значения не имеет: важны лишь сами решаемые задачи и представление соответствующей информации в электронном виде.

И вот по каким-то причинам принимается решение о переходе на другой набор используемого программного обеспечения, например на ПСПО. О причинах речь пойдет дальше, а сейчас дадим более или менее формальное определение. Миграция --- это сам процесс перехода, с момента принятия решения и до момента, когда организация продолжает работу в штатном режиме. Важно понимать, что миграция далеко не ограничивается установкой ОС Linux на все компьютеры --- она начинается раньше и заканчивается значительно позже. Более того, решение об установке ОС GNU/Linux на компьютеры может и вовсе оказаться непринятым: например, в ходе планирования миграция будет решено оставить на ряде клиентских машин ОС Windows, но сменить офисный пакет на OpenOffice. В дальнейшем, однако, будем предполагать, что решение о переходе на другую ОС было принято.

Один из главных принципов проведения миграции заключается в следующем: миграция сама по себе является лишь переходным процессом и потому никогда не является самостоятельной задачей организации.

Целью проведения миграции является не внедрение, к примеру, ОС GNU/Linux, а улучшение рабочего (или учебного) процесса, каковой, вообще говоря, отношения к используемой на компьютерах ОС может не иметь никакого. Это утверждение справедливо как для фирм, так и для школ. Поэтому успешность миграции определяется не тем, насколько аккуратно проведена установка той или иной ОС или набора ПО, а тем, насколько эффективнее стали в новых условиях решаться рабочие задачи.

Будем в дальнейшем предполагать, что миграция проводится либо специальной компанией-мигратором, либо энтузиастом, желающим принять участие в процессе перехода на СПО. Впрочем, есть вариант и хуже: в случае школы можно оказаться просто вынужденным провести миграцию --- хотя бы из-за того, что никто не собирается оплачивать используемое проприетарное ПО из пакета "Первой Помощи" по окончании срока действия лицензии (в 2010 году). В любом случае, однако, следует быть уверенным в необходимости миграции. Мы приходим, таким образом, к первому серьезному вопросу: зачем вообще проводить миграцию?

Причины миграции

  1. Первая причина --- финансово-правовая, и для школ она является, пожалуй, самой актуальной. Лишних денег обычно ни у кого нет, а лицензионную чистоту соблюдать требует законодательство. Как уже упоминалось, лицензия на так называемую "Первую Помощь" для школ заканчивается в 2010 году, поэтому предпринимать что-то необходимо уже сейчас.
  2. Вторая причина ---

это технологическая независимость страны. ПСПО, несмотря на некоторые некомпетентные заявления, --- продукт работы разработчиков РФ.

Впрочем, свободно распространяемый исходный код технологическую независимость обеспечивает сам по себе. Для подтверждения отсутствия "программных закладок" можно обратиться к экспертам по информационной безопасности, которые проведут аудит исходного кода. Заметим, что такой способ обеспечения технологической независимости, помимо прочего, оборачивается еще и созданием дополнительных рабочих мест: разработчики, техническая поддержка и пр. --- при использовании ПСПО деньги вообще не уходят за границу.

  1. С корпоративной точки зрения, СПО обладает двумя существенными преимуществами: это масштабируемость и гибкость. С одной стороны, единичное решение обыкновенно бывает нетрудно расширить; с другой --- масштабируемость касается и чисто технических деталей: один сервер несложно "превратить" в два и пр. Что же касается гибкости, то она обеспечивается возможностью доработки и внесения изменений "под собственные нужды" в случае так называемых "единичных внедрений".
  2. Основное инженерное преимущество СПО заключается в следующем: в подавляющем большинстве случаев свободные системы устроены достаточно просто и познаваемо и, следовательно, хорошо поддаются изучению и модификации, в том числе в учебном процессе. Несмотря на то, что политика компаний --- производителей несвободных продуктов бывает в значительной степени ориентирована на работу "на любом железе и с любым ПО", реальных гарантий их лицензия не дает, и в случае непонятного поведения их продукции на каком-либо железе или при работе с какими-либо ПО третьих фирм обычно остается развести руками.

Сделаем два замечания, касающиеся финансовой причины. Во-первых, в школах, где преподаватель информатики действительно интересуется различными тонкостями своего предмета, часто наблюдается совершенно дикий зоопарк всевозможного ПО. Это не только офисный пакет от корпорации Microsoft, но и куча совершенно "сторонних" программ, часто не имеющих никакого отношения к учебному процессу --- возможно, принесенных самими учащимися. Разумеется, закупить такой набор ПО возможности нет никакой, даже при наличии очень богатого дядюшки (например, широко используемый в школах Borland Pascal, с одной стороны, вообще не продается, а с другой --- не раздается бесплатно). Поэтому наведение лицензионной чистоты в такой ситуации, вообще говоря, равносильно удалению всего этого зоопарка.

Второе замечание касается так называемой "стоимости владения" программным обеспечением. На сегодняшний день открытых методик ее определения, которым можно доверять, не существует. Поэтому, когда говорят о том, что стоимость владения решением на основе ОС Windows значительно ниже стоимости владения решением на основе ОС Linux (или наоборот), --- это можно считать довольно досужими рассуждениями. Такого рода исследования, как правило, кем-либо ангажированы, а соответствующие методики (используемые критерии, показатели и параметры) не публикуются --- что значит, что они попросту не обеспечены широкой и достоверной тестовой базой.

Что же касается школ, то в данной области про стоимость владения открытыми и закрытыми решениями известно практически все: достаточно сравнить, сколько денег было потрачено государством на две различные задачи. Первая --- разработка и внедрение пакета СПО, который по функциональности практически идентичен используемому проприетарному пакету, вторая --- закупка лицензий на эти проприетарные программы на 3 года. На лицензии было потрачено порядка 1,5 миллиардов, а на дальнейшее внедрение соответствующего ПО --- порядка 600 миллионов рублей. На разработку же ПСПО было потрачено примерно 60 миллионов, а на внедрение (к настоящему моменту) --- примерно 500 миллионов рублей (при том, что внедрять новый продукт, естественно, всегда сложней, чем внедрять то, что уже установлено). Администраторов же в школах, по-видимому, как не было, так и не будет, поэтому эту часть стоимости владения можно считать неизменной.

Переход на свободное ПО обычно сопровождается заметным изменением стиля работы технического персонала, особенно это касается администратора предприятия.

Linux-администратор, как правило, умеет программировать --- хотя бы на языке оболочки, а чаще --- на нескольких языках.

Можно сказать, что здесь кроется одна из хитрых особенностей ОС Linux вообще. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что:

  • само устройство предлагаемой свободным программным обеспечением программной среды подталкивает к ее изучению;
  • при решении большого количества задач оказывается, что "волшебной кнопки" нет, зато есть возможность сконструировать решение --- квалификация основывается на знаниях, а не на "готовых рецептах";
  • как следствие, обучение гораздо удобнее основывать на процессе познания, а не на тренингах.

Поясним последний выделенный нами пункт. Использование тренингов при обучении практически всегда дает немедленный эффект, который, однако, быстро сходит на нет. Тренинги приходится возобновлять, но вырабатываемые таким образом навыки чаще всего не исчерпывают всего необходимого объема умений. Если же система обучения ориентирована на получение знаний, то моментального эффекта ждать не приходится, однако в долгосрочной перспективе результат достигается лучший:

Заметим, что с данной особенностью связана, например, следующая социальная установка: системных администраторов СПО чаще всего двое. Один из них --- "гуру" --- появляется на рабочем месте примерно раз в неделю, а второй --- "ученик" --- присутствует постоянно и при наличии времени занимается повышением своей квалификации.

Практика показывает, что "ориентированность на познание" можно с успехом использовать, скажем, в университетах, особенно на естественнонаучных факультетах. Что касается школ и других учреждений --- принимать решение о принятии того или иного подхода следует каждый раз отдельно.


Сведения о ресурсах

Готовность (%)

Продолжительность (ак. ч.)

Подготовка (календ. ч.)

Полный текст (раб. д.)

Предварительные знания

Level

Maintainer

Start date

End date

70

1

1

1

1

DmitryChistikov, DmitryChistikov, VsevolodKrishchenko


CategoryLectures CategoryPspo CategoryMpgu CategoryUneex

PspoClasses/080807/01MigrationIntro (последним исправлял пользователь eSyr 2009-03-22 23:50:51)