Основы использования командной строки

Излишняя привязка к конкретной графической оболочке --- дело весьма сомнительное:

Ответим наконец на вопрос: что же такое Линукс? Мы уже знаем, что Линукс это в первую очередь сообщество, а то, что мы видим, --- результат работы сообщества. Но этот ответ неполон. Понятно, что Линукс должен отвечать перечисленным требованиям к ОС, мы же пока видели лишь пользовательские приложения. На самом деле ответ базируется на принципах человеко-машинного взаимодействия. Человек должен не просто управлять компьютером, а обладать инструментом для решения (и изобретения решения) любой задачи. Сформулируем теперь ключевое утверждение: Линукс как ОС (комплекс программных средств, обеспечивающий унификацию, разделение и разграничение ресурсов для пользовательских программ), базируется на трех принципах:

  1. Все --- файл. Любые системные объекты, использующиеся для управления этой самой системой, приложениями и их взаимодействием --- файлы. "Таинственные" кнопки, рабочие столы --- все взаимозаменяемо. Таким образом, одним из центральных объектов нашего изучения становится файловая система (ФС). Заметим, что этот термин может означать как способ хранения файлов на диске, так и способ представления файлов для пользователя. Речь в данном случае идет, разумеется, о втором из значений. С достаточной степенью точности можно считать, что ФС состоит из выстроенных в древовидную структуру каталогов и файлов. Организация ФС в Линуксе стандартизована и умопостижима --- разобраться, что, где и для чего нужно, обыкновенно не составляет труда.

  2. Все --- текст. Файлы, если они требуют ручной или автоматической модификации, --- текстовые. С точки зрения пользователя, структура ФС (и, в некотором смысле, всей ОС!) представляется в виде дерева файлов, в каждом из которых хранится информация в пригодном для чтения человеком виде. Исключение составляют файлы, не предназначенные для чтения и модификации пользователем: программы в бинарном виде, библиотеки и пр.

  3. Управление системой есть работа со специальным инструментом, манипулирующим текстовыми файлами (строго говоря, файлами и текстом вообще). Сам инструмент также не выходит за рамки парадигмы "файл --- текст": человек и машина обмениваются текстами, в результате чего модифицируются файлы. Следствием данного принципа является то, что основным интерфейсом управления Линуксом (на самом деле, Unix-подобной системой вообще) является интерфейс командной строки. Понятно, что он очень хорошо подходит для описанной парадигмы: пользователь набирает текстовые команды, компьютер команды интерпретирует, исполняет и в качестве результата выдает обратно текст.

Нетрудно понять, что существуют выходящие за рамки описанной парадигмы пользовательские задачи. Заметим, однако, что речь в данном случае идет об управлении системой как таковой. Чтобы пользоваться компьютером как точкой запуска Интернет-браузера, аудиоплеера и почтового клиента, не обязательно разбираться во всех тонкостях: все нужные приложения легко найти в меню. Если же мы захотим изучать Линукс как операционную систему, то разумно пользоваться следующей схемой. Допустим, мы хотим решить задачу, а инструментов перед собой видим недостаточно: у нас есть микроскоп, а нам нужно забить девятнадцать гвоздей. Не следует пытаться решить задачу имеющимися инструментами (как максимум --- один гвоздь забить микроскопом, чтобы убедиться в нецелесообразности такого подхода). Вместо этого имеет смысл пошарить в ящике с инструментами, выбрать из этих инструментов подходящий (молоток) и в дальнейшем пользоваться (для забивания гвоздей!) именно им. Иными словами, если решение задачи представляется малоэффективным, то это значит, что используется плохо подходящий инструмент. ОС Линукс предоставляет очень богатый инструментарий, так что, скорее всего, нужный инструмент попросту не найден или же недостаточно освоен. Чтение в таких ситуациях пользовательской документации позволяет накопить багаж знаний, достаточных для решения всех своих, в том числе довольно изощренных, задач.

Расскажем теперь об интерфейсе командной строки чуть более формально. Этот интерфейс на самом деле предоставляется специальной программой --- Shell'ом, или интерпретатором командной строки. Другими словами, это не Линукс с нами "разговаривает", а специальный процесс --- один из запускаемых при логине (входе в систему). Чем занимается эта программа? Она читает то, что мы вводим с клавиатуры, анализирует, выполняет соответствующие задачи и выводит результаты --- как свои, так и других программ --- в виде текста. Отметим, что данная парадигма реализуется не только Shell'ом: подобный интерфейс имеют, скажем, интерпретатор языка программирования python, клиент базы данных mysql и другие программы.

Подаваемые Shell'у команды обыкновенно вводятся построчно. Каждая строка разбивается на слова в соответствии с простым правилом: последовательность любых символов, идущих подряд и не являющихся разделителями --- это слово, а последовательность разделителей --- промежуток между словами. Разделителями являются пробел, символ табуляции и символ перевода строки. Заметим, что заставить Shell воспринимать символ перевода строки как разделитель довольно непросто: перевод строки --- это управляющая клавиша, поэтому при ее нажатии Shell'у передается вся набранная строка, которую он воспринимает как законченную команду.

Итак, введенная строка разбита на слова. Первое из этих слов считается командой, а все остальные --- параметрами этой команды. Откуда взялось такое соглашение? Конечно, можно было на каждый случай жизни придумать специальную команду: нарисовать розовую мышку --- одна команда, нарисовать голубую мышку --- другая. Понятно, однако, что слова при таком подходе быстро закончились бы и команды в конце концов стали бы выглядеть довольно странно. Запомнить такой букет было бы, ясное дело, совершенно невозможно. Поэтому при работе с командной строкой применяется следующий принцип: команда (на самом деле --- скорее утилита, но об этом далее) решает ту или иную пользовательскую подзадачу, а все параметры этой подзадачи (имена файлов, нюансы работы) передаются при вводе команды в виде слов (второго и последующих).

Рассмотрим следующую команду:

#script -t 1.script 2>1.script.time

Это пример того, как люди используют список введенных ими команд ("историю") в качестве записной книжки. Дело в том, что введенная в начале строки решетка является специальным символом, обозначающим комментарий. Эта команда была лишь введена, но не выполнена, однако при этом она попала в историю введенных команд (эту историю, разумеется, можно просматривать). Представим теперь, что символа комментария в начале строки не стоит:

script -t 1.script 2>1.script.time

Каким образом будет разобрана такая команда? Интерпретатор выделит имя команды ("script") и два параметра ("-t" и "1.script"). Последнее из введенных слов в данном случае параметром команды не является: оно содержит символ "больше" (">") и является указанием Shell'у выполнять перенаправление вывода. К моменту запуска команды это слово будет уже обработано интерпретатором (можно считать, что соответствующая группа символов просто исчезнет).

Фактически, диалог пользователя и системы при помощи командной строки происходит следующим образом. Пользователь набирает команду в командной строке, а Shell эту строку обрабатывает. Обратим внимание на два этапа обработки:

Чем же занимается утилита script? Оказывается, она протоколирует все действия, производимые пользователем: записывает в специальный файл вводимые команды и получаемые результаты. Именно эта утилита и использовалась для написания наших примеров.

Заметим теперь, что передаваемые команде параметры обыкновенно разбиваются на две группы --- ключи и содержательные параметры. Содержательные параметры --- это имена объектов, строки, специальная информация. Ключи же --- это особого вида параметры, начинающиеся обычно с минуса ("-"). Наличие в командной строке ключей означает, что команда должна выполняться приблизительно так же, но с некоторыми нюансами (изменениями). Ключ -t в нашем случае заставляет утилиту script дополнительно выводить время (time), содержательный же параметр 1.script называет по имени файл, с которым, согласно нашей команде, утилита должна работать.

Будем теперь рассматривать вместо команды script команду ls, показывающую список файлов в текущем (если не указано иного) каталоге. При выполнении некоторых специальных условий (к примеру, при наличии алиаса и соответствующего терминала --- но на этом мы останавливаться не будем) она выделяет объекты различных типов различными цветами. Это, однако, выполняется не всегда. Если вызвать команду ls не просто как "ls", а как "/bin/ls" (это полный путь к соответствующему файлу в дереве каталогов), то выделения цветом не произойдет:

$ /bin/ls
DirDir  File

Обратим внимание, что отличить имя файла от имени каталога в выводе ls без раскраски невозможно. Можно, однако, указать ключ -F, который заставит ls после имен каталогов выводить символ "/". Это типичный пример использования ключа, который модифицирует работу программы. Передаваемый параметр не соответствует никакому объекту: это не файл и не имя. С этим ключом, однако, поведение программы несколько изменяется:

$ ls -F
DirDir/  File

Если указать ключ -s, то мы увидим и размер объектов. Каталог в данном случае имеет размер 4 блока, а файл --- 0 (он пуст).

$ ls -F -s
итого 4
4 DirDir/  0 File

Для ключей по возможности соблюдается принцип аббревиативности: вместо полных названий используется одна буква, с названием как-либо связанная. Для ключа -F эта связь неочевидна (от слова classiFy), а вот -s означает size (размер). Принцип аббревиативности нужен вот зачем: когда используется сразу несколько ключей, появляется возможность уменьшить количество набираемых символов. Например, команда "ls -F -s" и так не слишком длинная, однако ее можно еще сократить, поскольку однобуквенные ключи могут прилипать друг к другу: "ls -Fs". Мы ставим один общий минус, а дальше перечисляем все однобуквенные ключи. Достоинство однобуквенных ключей --- их быстро набирать. Недостатков у них два. Во-первых, не всегда легко запомнить значения всех ключей (смысл сокращений). Отметим, что используются в ключах как маленькие, так и большие буквы. Так, ls с ключом -a (all) показывает все объекты в текущем каталоге:

$ ls -a
.  ..  DirDir  File  .FileFile

Ключ же -A (almost all) заставит ls вывести "почти все" объекты: будут пропущены . и .. (они есть в любом каталоге, и информация о них нужна не всегда):

$ ls -A
DirDir  File  .FileFile

Второй недостаток однобуквенных ключей состоит в том, что алфавит рано или поздно заканчивается и букв начинает не хватать. Когда ключей много или используются некоторые из них редко, то применяют полнословную нотацию. Ключи в этом случае начинаются с двух минусов, после которых идет полное название параметра (при этом мы не отступаем от правила, предписывающего ключам начинаться с минуса). Чаще всего однобуквенные ключи имеют полнословные эквиваленты:

$ ls --all
.  ..  DirDir  File  .FileFile
$ ls --almost-all
DirDir  File  .FileFile

Важно понимать, что описанные принципы работы с ключами --- это всего лишь соглашения, которые, увы, соблюдаются не всеми. Никто не мешает создать программу, с ключами не работающую вовсе или использующую другие принципы их написания. Несколько таких программ --- dd, ps, tar --- были созданы давно, когда этого соглашения не было, а потому передаваемые им параметры выглядят несколько иначе.


Сведения о ресурсах

Готовность (%)

Продолжительность (ак. ч.)

Подготовка (календ. ч.)

Полный текст (раб. д.)

Предварительные знания

Level

Maintainer

Start date

End date

50

1

1

1

1

ConstantinYershow, DmitryChistikov, VsevolodKrishchenko


CategoryLectures CategoryPspo CategoryMpgu CategoryUneex