Основы использования командной строки

Ппытка прилепиться к конкр. граф болочке приводит к тому, что a) вы не понимаете, чт такое линукс, б) ...

Для начала, надо ответить на вопрос --- хорошо, в течение часа расск. не про линукс. А что же такое линукс? Из вчерашнего разг. значем, чт линукс в первую очередь сбщество, то, что мы видим --- результат работы сообщества. Но эт не ответ на вопрос. Кгда линукс должен отв. задачам ОС, то чем явл. ..., что явл польз. приложениями? Тут можн потеоретиз. на тему чел-маш взаимодействия (см. первые лекции посл. семестра). ... Линукс как некаяОС, кк некий комплекс средств, бесп. униф, разд. и разгр. ресурсов, базируется на двух принципах:

Файлы эти, если они треб. модиф. со стороны польз или автомат. модиф, должны быть текстовыми, и это второй принцип. Т есть, с чтки зрения польз, структура ОС предст. в виде дерева файлов, в каждом из которых хранится какая-то информация, которые можно глазами прочитать. Искл. составляют файлы, которые не предназаначены для чтения пользователей --- прграммы, библиотеки... Любые другие файлы длжны быть п возм. текстовые.

Третий принцип сост. в том, каким обр. орг. человекомаш. взаимодействие, если всё есть текствые файлы. В этм случае инстр. упр. должен рабтать с текст. файлами. Что это за инструмент? При этом сам инстр не должен выходить из этй парадигмы: челвек и машина бм. текстом, и в результате этого должны мдиф. файлы. Неким следствием этг принципа будет то, что основным инт. упр. unix-подобной системы в этй парадигме явл. инт. командной строки. В любм случае очевидно, что он очень подходит для этой прадигмы: вы набираете текстовые команды, компбьютер команды интерпретирует, исполняет и в кчестве результата выдаёт обратно текст. Понятно, что задачи могут выходить за рамки этго, но ... . Лектор сразу говорит, чт подробнее можно прчитть в книжке МК, на почти полн. этму посвязена, там далеко не вся, тема большая обширная и её необязх. всю охватывать рахзумм, если тема большая. Основной совет --- если не знаете инстр. для задачи, то поищите его, н наверняка есть. В результате окажется, что вы накопили багаж знаний, дост. для решения всех своих задач.

Чуть более формальн, что такое ИКС. Мы все знаем, что есть прграмма, шелл, интерпретатор командной строки. Т есть не линукс разговаривает, а при логине запускается мнго прграмм, одна из них --- спеец. прграмма, в задачи которй входит орг. ИКС. Именно эта программа яитает воод с ком. стрки, интерп., выводит результаты (свои или других программы). Существует неск. прграмм, реализ эту праадигму, не только шеллв, н и, например, клиент mysql, python...

Как выглядит команда, которую вы даёте шеллу: команды вводятся построчно, строка разбивается на слова по принц. любых симвлов, подряд идущих, не явл. разделителем, и разделители. Первое слво --- кманда, стальные слва --- параметры команды. Надо понять, ткуда это взникла. Можно было конечно придумать на каждый случай жизни специадльную команду ()нарисовать розовую мышку --- одна кманда, нарисовать голубого слова --- другая команда, и так далее. Но понятно, что склова быстр кончатся и станет грустно, кроме того, запоминать эт невозможно. Поэтму ис.п лсде. принцип --- программа решает нек. задачу, и все ньюнсы пведения (файлы, параметры) передются в виде неск. слова. Пример --- кманда скрипт с двумя параметрами. Т, чт дальше обрабатывается шеллом и команде это не передаётся.

Как это происходит --- пользователь набирает строку, шелл её обрабатывает строку, есть два варианта --- команда встренная или внешняя (ищется по спец. алгоритму). Ещё до этого шелл обрабатывает строку на нличие спецсимволов (на самм деле, там есть третий тип --- упр. символы). После того, как н их находит, он их обр., в данном случае, stderr будет перенапр. не на экран, а в файл. Более того, script этго даже не заметит, если не присматриваться. После тго, как будет перенапр. вывод, этт кусок строки удалится, и script будет запущен с двумя параметрами.

По этому примеру видно ещё одно: ключи и содерж. параметры. Содерж. параметры --- имена объектов, строки, какая-о инф, которая исп. в прграмме. Ключи --- спец. параметры, которые изм. пведение программы. Нпример, -t заставляет вывдить время на stderr, а 1.script --- чодерж. параметр --- имя файла, в ктором сохр.

Кманда ls показывает списк файлв в тек. каталоге. В частности, если звёзы сложились удачно (при наличии алиаса и сотв. терминала), то они будут раскрашены. Если вызвать /bin/ls, то раскраски не будет. Если сказать -F, то увидим в конце директорий "/" (и изменили поведение программы). Если указать -s, то можн увидеть ещё и размер. При этом собл. принцип аббревиативности, по возм. --- вместо полных назхваний ключей (--size) исп. сокращения (-s). Кроме того, однобукв. ключи могут прилипать друг к другу: ls -Fs. Достинсмтво однобукв. ключей --- их быстр набирать, недостаток --- их надо помнить. И когда ключей много или ни исп. редко, то исп. плнословная нотация, когда ключи нач. с двухз минусов и тогда идёт полное название параметра. Надо учитиывать, чт это соглашения, и они могут не выполняться (dd, ps, tar)


Сведения о ресурсах

Готовность (%)

Продолжительность (ак. ч.)

Подготовка (календ. ч.)

Полный текст (раб. д.)

Предварительные знания

Level

Maintainer

Start date

End date

0

1

1

1

1

ConstantinYershow, DmitryChistikov, VsevolodKrishchenko


CategoryLectures CategoryPspo CategoryMpgu CategoryUneex