Процесс разработки свободного программного обеспечения

Вернёмся к моменту раскола среди разработчиков.

Каковы же были причины раскола в среде разработчиков? С одной стороны, существовал весьма эффективный способ разработки, который к тому же приводил к созданию программ, удобных для пользователя, так как каждый мог участвовать в разработке и изменять разрабатываемую программу. В этом смысл открытого программного обеспечения --- любой, кто хочет что-то сделать с программой, может это сделать. С другой стороны, при таком способе программа не является объектом собственности, и свободное копирование не позволяло зарабатывать столь же много денег на разработке, как закрытая модель.

Причиной раскола было то, что с одной стороны существует эффективный способ работы над программным продуктом, приводящий к его развитию в той форме, в которой это удобно тем людям которые над ним работают --- вся история UNIX-систем была основана на том, что люди писали программное обеспечение для своих нужд. И именно такую форму предлагается оставлять, чтобы люди которые сами для себя делают удобный интерфейс работы с компьютером, определяли бы стратегию его развития, и беспрепятственно участвовали в разработке. Собственно смысл свободоного программного обеспечения по Столлману как раз и состоит в том, что любой кто хочет что-то сделать с программой может это сделать. А с другой стороны совершенно очевидно - и это явственно наблюдалось в пресловутом открытом письме, что при такой схеме когда исходный текст программы не является секретным, а все копии программного продукта не признаются объектом собственности автора программы, много денег не заработаешь, в отличии от ситуации когда программное обеспечение объявляется объектом собственности и с ней поступают также, как с материальным объектом --- в частности, его нельзя копировать без разрешения правообладателя.

Причиной такой ситуации является то, что программа --- нематериальная ценность, а значит, обладает свойством безущербного копирования. Суть безущербного копирования состоит в следующем: для создания материального объекта требуется сырье, трудовые и энергетические затраты, причем для производства нескольких предметов все эти затраты можно примерно считать равными затратам на производство одного, умноженным на количество предметов. Для нематериальных объектов, к которым относятся и программные продукты, и вообще большинство творческих произведений (а именно легко тиражируемые, особенно в цифровой форме, творческие продукты; к ним не относятся картины, скульптуры или здания). При производстве нескольких продуктов основные трудовые затраты примерно такие же, как и на производство одного продукта.

Обратите внимание на три вещи, связанные с этим:

Если исходить из радикальной позиции, то деньги в данном случае --- неприменимый способ измерения стоимости такого продукта. В некотором смысле представляется, что позиция, заключающаяся в том, что ПО должно быть свободным, что нельзя брать деньги за копирование, экономически оправдана, потому что когда вне учета находятся прибыли, которые измеряются в 1000%, мы получаем угрозу экономике.

здесь можно вставить экономическую теорию рассказанную лектором. Однако я не могу проверить её правильность, так что предпочел бы этого не делать. Если кто-то может поручиться за верность и считает что она здесь нужна, то я вставлю - ArtemSerebriyskiy

Учитывая эти возможности построения бизнеса огромной прибыльности, становится странным, что свободное ПО существует. Кажется, что его разработкой должны заниматься фанаты, которые готовы потерять свои гиперприбыли ради несомненно приятной, но абсолютно безденежной идеи совместной работы. Тем не менее примеры многих компаний, построивших свой бизнес на открытом ПО, вполне показательны. В чём же технологические потери при переходе на закрытый способ разработки?

Что же мы теряем, переходя на закрытый способ разработки?

Открытое информационное пространство нужно и в этом случае. Любому продукту нужна реклама, нужно распространение информации о себе. Но в случае закрытой разработки информация, становящаяся открытой, жестко ограничивается. Не допускается разглашение того, что называется коммерческой тайной, либо предоставление доступа к этой информации возможно только на коммерческих условиях.

С точки зрения разработчика, где интереснее жить? Вопрос даже не встает. Раньше считалось, что во втором случае жить хлебнее, но на сегодняшний день все компании, ведущие бизнес на открытом программном обеспечении, платят сотрудникам ничуть не меньшие деньги.


Сведения о ресурсах

Готовность (%)

Продолжительность (ак. ч.)

Подготовка (календ. ч.)

Полный текст (раб. д.)

Предварительные знания

Level

Maintainer

Start date

End date

50

1

1

1

1

ArtemSerebriyskiy, VladimirLysikov, VsevolodKrishchenko