Различия между версиями 22 и 23
Версия 22 от 2008-07-24 21:07:24
Размер: 15984
Редактор: VsevolodKrishchenko
Комментарий:
Версия 23 от 2008-07-24 21:26:48
Размер: 16456
Редактор: VsevolodKrishchenko
Комментарий:
Удаления помечены так. Добавления помечены так.
Строка 1: Строка 1:
== Процесс разработки == == Процесс разработки свободного программного обеспечения ==
Строка 3: Строка 3:
Каковы были причины раскола в среде разработчиков? С одной стороны, существовал весьма эффективный способ разработки, который к тому же приводил к созданию программ, удобных для пользователя, так как каждый мог участвовать в разработке и изменять разрабатываемую программу. В этом смысл открытого программного обеспечения --- любой, кто хочет что-то сделать с программой, может это сделать. С другой стороны, при таком способе программа не является объектом собственности, и свободное копирование не позволяло зарабатывать так много денег на разработке, как закрытая модель. Вернёмся к моменту раскола разработчиков.
## свободного программного обеспечения на использующих лицензию типа BSD или лицензию типа GPL (GNU/Linux)? Закрытого-открытого?
Каковы же были причины раскола в среде разработчиков? С одной стороны, существовал весьма эффективный способ разработки, который к тому же приводил к созданию программ, удобных для пользователя, так как каждый мог участвовать в разработке и изменять разрабатываемую программу. В этом смысл открытого программного обеспечения --- любой, кто хочет что-то сделать с программой, может это сделать. С другой стороны, при таком способе программа не является объектом собственности, и свободное копирование не позволяло зарабатывать так много денег на разработке, как закрытая модель.
Строка 5: Строка 7:
Вернёмся к моменту раскола. Причиной раскола было то, что с одной стороны существует эффективный способ работы над программным продуктом, приводящий к его развитию в той форме, в которой это удобно тем людям которые над ним работают --- вся история UNIX была основана на том что люди писали для себя. И именно такую форму предлагается оставлять, чтобы люди которые сами для себя делают удобный интерфейс работы с компьютером, определяли бы стратегию его развития, и беспрепятственно участвовали в разработке. Собственно смысл свободоного программного обеспечения по Столлману как раз и состоит в том, что любой кто хочет что-то сделать с программой может это сделать. А с другой стороны совершенно очевидно - и это явственно наблюдалось в пресловутом открытом письме, что при такой схеме когда исходный текст программы не является ценностью, а сама программа не признается объектом собственности, денег много не заработаешь, в отличии от ситуации когда программа объявляется объектом собственности и с ней поступают также , как с материальным объектом. Причиной раскола было то, что с одной стороны существует эффективный способ работы над программным продуктом, приводящий к его развитию в той форме, в которой это удобно тем людям которые над ним работают --- вся история UNIX-систем была основана на том, что люди писали программное обеспечение для своих нужд. И именно такую форму предлагается оставлять, чтобы люди которые сами для себя делают удобный интерфейс работы с компьютером, определяли бы стратегию его развития, и беспрепятственно участвовали в разработке. Собственно смысл свободоного программного обеспечения по Столлману как раз и состоит в том, что любой кто хочет что-то сделать с программой может это сделать. А с другой стороны совершенно очевидно - и это явственно наблюдалось в пресловутом открытом письме, что при такой схеме когда исходный текст программы не является ценностью, а сама программа не признается объектом собственности, денег много не заработаешь, в отличии от ситуации когда программа объявляется объектом собственности и с ней поступают также , как с материальным объектом.
Строка 7: Строка 9:
Причиной такой ситуации является то, что программа --- нематериальный объект, а значит, обладает свойством безущербного копирования. Суть безущербного копирования состоит в следующем: для создания материального объекта требуется сырье, трудовые и энергетические затраты, причем для производства нескольких предметов все эти затраты можно примерно считать равными затратам на производство одного, умноженным нв количество предметов. Для нематериальных объектов, к которым относятся и программные продукты, и вообще большинство творческих произведений (а именно легко тиражируемые, особенно в цифровой форме, творческие продукты; к ним не относятся картины, скульптуры или здания). При производстве нескольких продуктов основные трудовые затраты примерно такие же, как и на производство одного продукта. Причиной такой ситуации является то, что программа --- нематериальный объект, а значит, обладает свойством безущербного копирования. Суть безущербного копирования состоит в следующем: для создания материального объекта требуется сырье, трудовые и энергетические затраты, причем для производства нескольких предметов все эти затраты можно примерно считать равными затратам на производство одного, умноженным на количество предметов. Для нематериальных объектов, к которым относятся и программные продукты, и вообще большинство творческих произведений (а именно легко тиражируемые, особенно в цифровой форме, творческие продукты; к ним не относятся картины, скульптуры или здания). При производстве нескольких продуктов основные трудовые затраты примерно такие же, как и на производство одного продукта.
Строка 12: Строка 14:
 * Акт копирования тоже практически ничего не стоит. Таким образом, при больших тиражах нематериального объекта сырьевыми и энергетическими затратами можно пренебречь. Более того, и энергозатраты, и затраты на расходные материалы можно свести практически к нулю, если продукт лежит в сети в свободном доступе. В противовес этому трудозатраты на создание очень велики, в особенности, если это творческий продукт --- в этом случае измерить их почти невозможно.
 * На этой особенности можно построить очень выгодный бизнес. Нужно только скрыть факт безущербного копирования, сказать, что это объект собственности и сказать: "мы правообладатели этого продукта, мы определяем политику его распространения. 10 дисков -- 10р, 1000 дисков -- 1000р". После чего мы имеем прибыли, измеряющиеся в тысячах процентов, которые каким-то образом перераспределяются внутри компании-правообладателя. Мы имеем дело с принципиально новым видом собственности, который не измерим по правилам, которые применяются к материальным объектам.
 * Акт копирования тоже практически ничего не стоит. Таким образом, при больших тиражах нематериального объекта сырьевыми и энергетическими затратами можно пренебречь. Более того, и энергозатраты, и затраты на расходные материалы можно свести практически к нулю, если продукт лежит в сети в свободном доступе. В противовес этому трудозатраты на создание очень велики, в особенности, если это творческий продукт --- в этом случае измерить их практически невозможно.
 * На этой особенности можно построить очень выгодный бизнес. Нужно только скрыть факт безущербного копирования, сказать, что это объект собственности и сказать: "мы правообладатели этого продукта, мы определяем политику его распространения. 10 дисков -- 10р, 1000 дисков -- 1000р". После чего при большом объеме продаж мы можем получать прибыли, измеряющиеся в тысячах процентов, которые каким-то образом перераспределяются внутри компании-правообладателя. Мы имеем дело с принципиально новым видом собственности, который не измерим по правилам, которые применяются к материальным объектам.

Процесс разработки свободного программного обеспечения

Вернёмся к моменту раскола разработчиков.

Каковы же были причины раскола в среде разработчиков? С одной стороны, существовал весьма эффективный способ разработки, который к тому же приводил к созданию программ, удобных для пользователя, так как каждый мог участвовать в разработке и изменять разрабатываемую программу. В этом смысл открытого программного обеспечения --- любой, кто хочет что-то сделать с программой, может это сделать. С другой стороны, при таком способе программа не является объектом собственности, и свободное копирование не позволяло зарабатывать так много денег на разработке, как закрытая модель.

Причиной раскола было то, что с одной стороны существует эффективный способ работы над программным продуктом, приводящий к его развитию в той форме, в которой это удобно тем людям которые над ним работают --- вся история UNIX-систем была основана на том, что люди писали программное обеспечение для своих нужд. И именно такую форму предлагается оставлять, чтобы люди которые сами для себя делают удобный интерфейс работы с компьютером, определяли бы стратегию его развития, и беспрепятственно участвовали в разработке. Собственно смысл свободоного программного обеспечения по Столлману как раз и состоит в том, что любой кто хочет что-то сделать с программой может это сделать. А с другой стороны совершенно очевидно - и это явственно наблюдалось в пресловутом открытом письме, что при такой схеме когда исходный текст программы не является ценностью, а сама программа не признается объектом собственности, денег много не заработаешь, в отличии от ситуации когда программа объявляется объектом собственности и с ней поступают также , как с материальным объектом.

Причиной такой ситуации является то, что программа --- нематериальный объект, а значит, обладает свойством безущербного копирования. Суть безущербного копирования состоит в следующем: для создания материального объекта требуется сырье, трудовые и энергетические затраты, причем для производства нескольких предметов все эти затраты можно примерно считать равными затратам на производство одного, умноженным на количество предметов. Для нематериальных объектов, к которым относятся и программные продукты, и вообще большинство творческих произведений (а именно легко тиражируемые, особенно в цифровой форме, творческие продукты; к ним не относятся картины, скульптуры или здания). При производстве нескольких продуктов основные трудовые затраты примерно такие же, как и на производство одного продукта.

Обратите внимание на три вещи, связанные с этим:

  • При производство программных продуктов, в отличие от объектов материальной собственности --- на расходные материалы идет очень мало затрат.
  • Акт копирования тоже практически ничего не стоит. Таким образом, при больших тиражах нематериального объекта сырьевыми и энергетическими затратами можно пренебречь. Более того, и энергозатраты, и затраты на расходные материалы можно свести практически к нулю, если продукт лежит в сети в свободном доступе. В противовес этому трудозатраты на создание очень велики, в особенности, если это творческий продукт --- в этом случае измерить их практически невозможно.
  • На этой особенности можно построить очень выгодный бизнес. Нужно только скрыть факт безущербного копирования, сказать, что это объект собственности и сказать: "мы правообладатели этого продукта, мы определяем политику его распространения. 10 дисков -- 10р, 1000 дисков -- 1000р". После чего при большом объеме продаж мы можем получать прибыли, измеряющиеся в тысячах процентов, которые каким-то образом перераспределяются внутри компании-правообладателя. Мы имеем дело с принципиально новым видом собственности, который не измерим по правилам, которые применяются к материальным объектам.

Если исходить из радикальной позиции, то деньги в данном случае --- неприменимый способ измерения стоимости такого продукта. В некотором смысле представляется, что позиция, заключающаяся в том, что ПО должно быть свободным, что нельзя брать деньги за копирование, экономически оправдана, потому что когда вне учета находятся прибыли, которые измеряются в 1000%, мы получаем угрозу экономике.

здесь можно вставить экономическую теорию рассказанную лектором. Однако я не могу проверить её правильность, так что предпочел бы этого не делать. Если кто-то может поручиться за верность и считает что она здесь нужна, то я вставлю - ArtemSerebriyskiy

Учитывая эти возможности построения бизнеса огромной прибыльности, становится странным, что свободное ПО существует. Кажется, что его разработкой должны заниматься фанаты, которые готовы потерять свои гиперприбыли ради несомненно приятной, но абсолютно безденежной идеи совместной работы. Тем не менее примеры многих компаний, построивших свой бизнес на открытом ПО, вполне показательны. В чём же технологические потери при переходе на закрытый способ разработки?

  • Открытый способ разработки придерживается правила номер два --- копирование не причиняет ущерба разработке. Из того, что копирование ничем не ограниченно, можно попытаться извлечь выгоду. Выгода от неограниченного копирования в том, что чем больше людей будут знать о программе, чем больше людей будут иметь возможность её улучшить, тем больше вероятность того, что найдётся тот, кто действительно это сделает. Это и есть совместная разработка. Круг разработчиков не просто широкий, а потенциально любой.
  • Разработчикам свободного ПО крайне выгодно распространение не только самих программных продуктов, но и информации о них. Это --- открытое информационное пространство. Причем это двоякая сущность:
    1. информации должно быть как можно больше
    2. она должна быть как можно более разумной и структурированной. Информация должна быть рассчитана в первую очередь на то, что ей воспользуются.
    Так что организация информационного пространства это весьма сложный процесс.

Что же мы теряем, переходя на закрытый способ разработки?

  • Законодательно, для того, чтобы кто-то мог написать ограничивающее лицензионное соглашение о программном продукте, он должен оставаться хозяином программного продукта(всех копий). Т.е. покупатель получает программный продукт, но при этом не получает никаких прав собственности на него. Собственником всех программных продуктов, организованных и разрабатываемых по закрытому способу, обязана оставаться некая единая организация. А уже это накладывает на весь процесс сильные технологические ограничения.
  • Главное ограничение состоит в том, что, вообще говоря, мы не можем позволить утекать информации. Информация становится главной коммерческой тайной. Коммерческая тайна становится главным управляющим механизмом. Потому что одно дело, когда есть механизм, позволяющий разработать программное решение, и мы управляем тем как происходит процесс, взимая отчисления за акт копирования, и совсем другое, когда наши конкуренты узнают о нём, и начинают брать за копирование того же решения на 10 процентов меньше денег. Большие деньги можно сделать только если всё, что может быть воспроизведено путём очень дешёвого копирования держится в тайне. В первую очередь это исходный текст программного продукта. Неэффективными оказываются даже лицензии подобные Microsoft Shared Source, запрещающие программирование с использованием взятой из исходных кодов информации для всех целевых платформ кроме некого множества. Из-за ограничений в информационном плане теряется качество программных продуктов.

Открытое информационное пространство нужно и в этом случае. Любому продукту нужна реклама, нужно распространение информации о себе. Но в случае закрытой разработки информация, становящаяся открытой, жестко ограничивается. Не допускается разглашение того, что называется коммерческой тайной, либо предоставление доступа к этой информации возможно только на коммерческих условиях.

С точки зрения разработчика, где интереснее жить? Вопрос даже не встает. Раньше считалось, что во втором случае жить хлебнее, но на сегодняшний день все компании, ведущие бизнес на открытом программном обеспечении, платят сотрудникам ничуть не меньшие деньги.


Сведения о ресурсах

Готовность (%)

Продолжительность (ак. ч.)

Подготовка (календ. ч.)

Полный текст (раб. д.)

Предварительные знания

Level

Maintainer

Start date

End date

50

1

1

1

1

ArtemSerebriyskiy, VladimirLysikov, VsevolodKrishchenko


PspoClasses/080716/02DevelopmentProcess (последним исправлял пользователь VsevolodKrishchenko 2008-10-04 10:59:57)