Электронизация образования практически не идёт, в немалой степени — из-за вопиющего несоответствия методов разработки ПО, не учитывающих специфику этой области. Использование свободно распространяемого ПО может сдвинуть процесс с мёртвой точки.
Электронизация образования практически не идёт, в немалой степени — из-за вопиющего несоответствия методов разработки ПО, не учитывающих специфику этой области. Использование свободно распространяемого ПО может сдвинуть процесс с мёртвой точки.
Электронизацию образования нельзя рассматривать как «компьютеризацию». В областях, далёких от IT, существенно большую важность приобретают информационные и коммуникационные возможности.ИКТ могут выступать и как инструмент учебного процесса, и как его объект:
Так или иначе, речь идёт о программно-аппаратном комплексе как об учебном пособии либо о его носителе.
Принятая в государстве модель заказной разработки ПО копирует аналогичную схему, скажем, лёгкой промышленности:
Разработчик выполняет задание, которое завершается госприёмкой; после этого разработчик, как правило, растворяется в пространстве
Доработка имеющегося ПО, если и случается, обходится государству дороже, чем разработка нового: вопросы авторских прав, обратной совместимости, тестирования и т. п.
Эта схема неприемлема, так как жизненный цикл программного продукта имеет существенные особенности (в частности, необходимость доработки на местах и высокую цену ошибки).
Противоречия особенно наглядны при разработке ПО для образования:
В действительности же:
Какие «услуги» должны прилагаться к ПО, используемому в качестве инструмента обучения?
Оперативная обратная связь с разработчиками
Текущая статическая схема разработки не позволяет выполнять эти требования.
Какими свойствами должно обладать ПО, изучение которого есть в учебном плане?
Здесь на первый план выступают затруднения лицензионного плана. В частности, выполнение этих требований невыгодно разработчикам ПО с закрытым кодом (т. н. ПО ЗК или «проприетарного»).
Свободно распространяемое программное обеспечение, или ПО с открытым кодом (ПО ОК) предусматривает четыре «свободы»:
Пункты (1) и (3) требуют открытости исходного кода программ.
Таким образом, практически все требования к образовательному ПО уже реализованы в ПО ОК.
Необходим общественный механизм управления разработкой ПО:
Для этого нужно «всего лишь» ввести ИКТ в повсеместную образовательную практику (компьютеризация, подключение к Internet и т. д.) и принять соответствующее постановление на правительственном уровне.
Вот именно |