⇤ ← Версия 1 от 2006-11-19 17:49:03
8508
Комментарий:
|
11835
|
Удаления помечены так. | Добавления помечены так. |
Строка 2: | Строка 2: |
Практика использования программного обеспечения в учебном заведении имеет множество особенностей, целиком реализовать которые можно только с применением ''свободного'' программного обеспечения. | |
Строка 3: | Строка 4: |
Опеределение "Свободного ПО" [1] состоит из четырёх "степеней свободы". Это определение рассчитано, как будет показано ниже, в первую очередь на ''разработчкиа''. Рассмотрим также, что даёт свободное ПО пользователю. * Свободное программное обеспечение с точки зрения разработчика: 4 степени свободы 1.#0 Свобода использования программы в любых целях (нужна также и пользователю) 1. Свобода изучения программы и внесения любых изменений (требуется открытость исходного кода) 1. Свобода распространения копий программы 1. Свобода распространения изменений к прогрмаме (требуется открытость исходного кода) |
|
Строка 4: | Строка 11: |
1. Документированность | 1.#0 Документированность |
Строка 8: | Строка 15: |
* Свободное программное обеспечение с точки зрения разработчика: 4 степени свободы 1. Свобода использования программы в любых целях (нужна также и пользователю) !. Свобода изучения программы и внесения любых изменений (требуется открытость исходного кода) 1. Свобода распространения копий программы 1. Свобода распространения изменений к прогрмаме (требуется открытость исходного кода) |
|
Строка 18: | Строка 20: |
* GPL ("Общественная Лицензия GNU"): ''запрет'' на нарушение свобод при распространении программы и производных от неё | * GPL ("Общественная Лицензия GNU") [3]: дополнительно вводится ''запрет'' на нарушение свобод при распространении программы и производных от неё |
Строка 20: | Строка 22: |
Открытая модель разработки ПО во многом почёрпнута из "университетской" модели. Большинство принципов, на которых строится открытая модель разработки ПО повторяют принципы учебной и исследовательской работы в университетах. | Интересна сама модель разработки свободного ПО [2]; назовём её "открытой моделью". Она основывается на вовлечении в разработку как можно более широкого круга участников за счёт предоставленных свобод. Открытая модель разработки ПО во многом почёрпнута из "университетской" модели разработки, появившейся в знаменитых американских университетах [4], вроде UC Berkley или MIT, которая также декларировала свободное участие любого специалиста (о лицензионных ограничениях тогда не задумывались вовсе). Открытая, "университетская" модель разработки ПО, в свою очередь, восходит к общемировым традициям совместных исслодований и преподавания в университетах. Рассмотрим основные положения, которые открытая модель разработки унаследовала от "университетской": |
Строка 27: | Строка 33: |
* Практическое, образовательное и исследовательское применение единой платформы. Университет. как одновременно учебное, научное и производственное заведение нуждается в ''единой'' программной платформе для всех трёх ветвей деятельности. Это восходит к традиции ''самодостаточности'' университетов. Для этого -- как минимум, в рамках одного университета -- испльзуемое ПО должно отвечать всем требованиям свободного ПО (использование, изучение, распространение, доработка). | * Практическое, образовательное и исследовательское применение единой платформы. Университет. как одновременно учебное, научное и производственное заведение нуждается в ''единой'' программной платформе для всех трёх ветвей деятельности. Это восходит к ещё одной традиции, принципа ''самодостаточности'' университетов. Для этого -- как минимум, в рамках одного университета -- испльзуемое ПО должно отвечать всем требованиям свободного ПО (использование, изучение, распространение, доработка). |
Строка 29: | Строка 35: |
В 2005 году факультет ВМиК МГУвыступил соучредителем коныеренции «Свободное программное обеспечение в высшей школе». Некторые наблюдения и результаты с точки зрения человека, одинаково близкого обеим заявленным областям: | В 2006 году факультет ВМиК МГУ выступил соучредителем конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе». Некторые наблюдения и результаты этой конференции [5] с точки зрения человека, одинаково близкого обеим заявленным областям: |
Строка 33: | Строка 39: |
== Опыт ВМиК МГУ == | == Приложение: опыт ВМиК МГУ == В приложении перечислю факты успешного внедрения и использования свободного ПО на факультете ВМиК МГУ. |
Строка 37: | Строка 44: |
------ 1. The Free Software Definition / Доступен в сети Интернет: http://www.gnu.org/philosophy/free-sw.html (русский перевод: http://www.gnu.org/philosophy/free-sw.ru.html) 2. Курячий Г. В. Свободное ПО — сообщество и право. Доклад на конференцию OPEN SOURCE DAY г. Алматы, 23 февраля 2006г. / Доступен в сети Интернет: http://uneex.cs.msu.su/storage/presentation/Free_OS.KZ/ 3. GNU General Public License / Доступен в сети Интернет: http://www.gnu.org/licenses/gpl.html (имеется ''неофициальный'' перевод: http://www.infolex.narod.ru/gpl_gnu/gplrus.html) 4. Marshall Kirk McKusick. Twenty Years of Berkeley Unix: From AT&T-Owned to Freely Redistributable // Open Sources Voices from the Open Source Revolution, O'Reilly 1999 5. Свободные 0. Курячий Г. В. Разработка публичного коммуникационного центра с единой системой авторизации доступа. / Доступен в сети Интернет: http://heap.altlinux.ru/alt-docs/modules/CMC_Communication_Stand.george/index.html |
Свободные программы в образовании
Практика использования программного обеспечения в учебном заведении имеет множество особенностей, целиком реализовать которые можно только с применением свободного программного обеспечения.
Что такое "Свободное ПО"
Опеределение "Свободного ПО" [1] состоит из четырёх "степеней свободы". Это определение рассчитано, как будет показано ниже, в первую очередь на разработчкиа. Рассмотрим также, что даёт свободное ПО пользователю.
- Свободное программное обеспечение с точки зрения разработчика: 4 степени свободы
- Свобода использования программы в любых целях (нужна также и пользователю)
- Свобода изучения программы и внесения любых изменений (требуется открытость исходного кода)
- Свобода распространения копий программы
- Свобода распространения изменений к прогрмаме (требуется открытость исходного кода)
- Свободное программное обеспечение с точки зрения пользователяя: 4 уровня открытости
- Документированность
- Поддержка стандартов
- Частичая открытость (для спецслужб или под договор о неразглашении)
- Полная открытость
- Свободное лицензирование и Open Source (открытый исходный код)
- Языковые проблемы: "open/открытый", "free/свободный", "license/лицензия"
- Open Source Initiative: "официальное" определение Open Source
- 10 пунктов: все "свободы" плюс ограничения на злонамеренное использование
- "Лицензия" и оферта. список "официальных" свободных "лицензий" на OSI
GPL ("Общественная Лицензия GNU") [3]: дополнительно вводится запрет на нарушение свобод при распространении программы и производных от неё
"Университетская модель" и свободное ПО
Интересна сама модель разработки свободного ПО [2]; назовём её "открытой моделью". Она основывается на вовлечении в разработку как можно более широкого круга участников за счёт предоставленных свобод.
Открытая модель разработки ПО во многом почёрпнута из "университетской" модели разработки, появившейся в знаменитых американских университетах [4], вроде UC Berkley или MIT, которая также декларировала свободное участие любого специалиста (о лицензионных ограничениях тогда не задумывались вовсе). Открытая, "университетская" модель разработки ПО, в свою очередь, восходит к общемировым традициям совместных исслодований и преподавания в университетах.
Рассмотрим основные положения, которые открытая модель разработки унаследовала от "университетской":
- Информационная открытость -- главный принцип и в обучении, и в открытой разработке ПО. "Тайное знание" -- удел шаманов и бизнесменов, охраняющих своё "know-how".
- Свобода знаний.
- Знания следует распространять, а не скрывать. Тем более пагубно запрещать из распространение. Это подрывает как саму идею научной работы, так и саму возможность открытой разработки ПО.
- Сообщество на добровольной основе.
- Университетское сообщество образуется на принципах, которые условно можно назвать "стремлением к знанию". Всё, что мешает этому стремлению, в том числе любого рода принудительный отказ от учёбы и исследований, считается злом.
Сообщество вокруг свободного ПО вообще лишего единой чётко выраженной мотивации, стремление каждого участника строго индивидуальны. Тем не менее основной принцип условно можно назвать "стремлением к улучшению" этого ПО (в тексте GPL прямо сказано о "свободе улучшать программу).
Практическое, образовательное и исследовательское применение единой платформы. Университет. как одновременно учебное, научное и производственное заведение нуждается в единой программной платформе для всех трёх ветвей деятельности. Это восходит к ещё одной традиции, принципа самодостаточности университетов. Для этого -- как минимум, в рамках одного университета -- испльзуемое ПО должно отвечать всем требованиям свободного ПО (использование, изучение, распространение, доработка).
Конференция "Свободные программы в высшей школе"
В 2006 году факультет ВМиК МГУ выступил соучредителем конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе». Некторые наблюдения и результаты этой конференции [5] с точки зрения человека, одинаково близкого обеим заявленным областям:
Высокая потребность в стандартной и открытой платформе для обучения. Только стандартизованная программная платформа, не имеющая ограничений по сипользованию и распространению информации, может служить основой для создания воспроизаодимых методических разработок и курсов. В противном случае каждая разработка остаётся локальной для ВУЗа и очень быстро устаревает.
- Пассивность большей части преподавателей ("некогда изучать, надо обучать"). Проблема чисто социальная, но в немалой степени отражающая отношение преподавательского состава к научно-педагогической деательности: причины, изложенные в п. 1, как правило, не позволяют таким разработкам развиваться.
- Неготовность преподавателей работать в сообществе ("я почти всё сделал, но выкладывть стесняюсь"). Энтузиасты-одиночки привыкли надеяться только на себя и не имеют навыков взаимодействия с сообществом, не говоря уже о культуре такого взаимодействия. В частности, временные рамки обычно не позволяют таким людям доводить свои разработки до "товарного" качества, хотя при предоставлении удобного доступа к ним проблему могли бы решить люди другого склада: "педанты" и "аккуратисты".
Приложение: опыт ВМиК МГУ
В приложении перечислю факты успешного внедрения и использования свободного ПО на факультете ВМиК МГУ.
- Серверный парк. Сетевые и коммуникационные службы ВМиК МГУ полностью базируются на свободном ПО (используется ОС FreeBSD со свободным пакетным наполнением).
- Класс общего доступа и практикум 2-го курса также базируются на FreeBSD. применена технология "бездисковых станций" ("толстых клиентов"), значительно упрощаюющая администрирование.
- Индивидуальные проекты, опыт лабораторий ЛВК и ПО.
The Free Software Definition / Доступен в сети Интернет: http://www.gnu.org/philosophy/free-sw.html (русский перевод: http://www.gnu.org/philosophy/free-sw.ru.html)
Курячий Г. В. Свободное ПО — сообщество и право. Доклад на конференцию OPEN SOURCE DAY г. Алматы, 23 февраля 2006г. / Доступен в сети Интернет: http://uneex.cs.msu.su/storage/presentation/Free_OS.KZ/
GNU General Public License / Доступен в сети Интернет: http://www.gnu.org/licenses/gpl.html (имеется неофициальный перевод: http://www.infolex.narod.ru/gpl_gnu/gplrus.html)
Marshall Kirk McKusick. Twenty Years of Berkeley Unix: From AT&T-Owned to
Freely Redistributable // Open Sources Voices from the Open Source Revolution, O'Reilly 1999
- Свободные
Курячий Г. В. Разработка публичного коммуникационного центра с единой системой авторизации доступа. / Доступен в сети Интернет: http://heap.altlinux.ru/alt-docs/modules/CMC_Communication_Stand.george/index.html