Различия между версиями 8 и 9
Версия 8 от 2019-04-19 08:53:44
Размер: 41180
Редактор: FrBrGeorge
Комментарий:
Версия 9 от 2019-04-19 17:32:39
Размер: 41178
Редактор: FrBrGeorge
Комментарий:
Удаления помечены так. Добавления помечены так.
Строка 10: Строка 10:
  * во одно и то же время может случиться несколько прерываний   * в одно и то же время может случиться несколько прерываний

Прерывания

  • Прерывание — сигнал, сообщающий процессору о наступлении какого-либо внешнего события.
    • асинхронны: могут произойти в любое время в любом месте выполнения программы (ср. исключения: могут возникнуть только при выполнении конкретных инструкций)
    • позволяют освободить cpu от активного ожидания: программа спокойно вычисляет (не отвлекаясь на опрос готовности устройства), а когда устройство, наконец, себя проявит, результаты его активности быстро обрабатываются
    • обрабатываются так же, как и другие события, — обработчиком прерываний (как правило, частью ядра ОС)

  • Проблемы возникающие при обработке прерываний:
    • распознавание природы прерывания — что за устройство и что с ним случилось
      • где-то должна появляться об этом информация (аппаратно!)
    • прерывания нужно быстро обработать
    • в одно и то же время может случиться несколько прерываний
      • про каждое из них надо знать, что оно случилось
  • Маскирование прерываний.
    • Прерывания, в зависимости от возможности запрета, делятся на:
      • маскируемые — прерывания, которые можно запрещать установкой соответствующих битов в регистре маскирования прерываний;
      • немаскируемые — обрабатываются всегда, независимо от запретов на другие прерывания.
  • Приоритеты обслуживания прерываний: если выясняется, что произошло несколько, какое обрабатывать первым? А если за время обработки произойдёт ещё несколько?

Обработчик прерываний

Прерывания, в отличие от исключений, могут возникать в произвольное время (например, прерывание ввода зависит от того, когда человек нажал на кнопку). Прерывания в Mars обрабатываются тем же кодом, что и исключения — специальным обработчиком по адресу 0x8000180. Обработка прерываний управляется сопроцессором 0 и его регистрами

  • Регистр Status:

bits

31-16

15-8

7-5

4

3,2

1

0

target

unused

Int. mask

unused

K/U

unused

Exception level

Int enable

  • Interrupt mask - Mаска прерываний. Бит равен 1, если соответствующее прерывание разрешено.
  • При возникновении прерывания будет установлен соответствующий бит регистра Cause (если прерывание маскировано — не произойдёт ничего)
  • Kernel/User - режим ядра/режим пользователя; не поддерживается Mars; всегда 1.
  • Exception level - устанавливается автоматически при исключении; предотвращает повторный вход.
  • Interrupt enable - глобальное разрешение обработчика прерываний (0 - отключить)
    • Выполнение кода и переход на обработчик выполняться не будет. в Mars обязательно отключать в начале обработчика прерываний

    • Если за время, пока прерывания отключены, внешние устройства проявляют активность, и соответствующие прерывания не маскированы, после включения прерываний произойдёт вход в обработчик, и поле Pending interrupts регистра Cause будет содержать все соответствующие биты
    • Так в «настоящих» MIPS. В Mars выставлять более одного бита умеет только устройство «консоль»

    Регистр Cause:

31

30-16

15-8

7

6-2

1-0

Br

unused

Pending interrupts

unused

Exception code

unused

  1. Br - 1 если исключение произошло на инструкции в слоте задержки перехода.
  2. Pending interrupts - ожидающие (ещё не обработанные) прерывания.
  3. Exception code - код исключения. Прерывания, в отличие от исключений, могут возникать в произвольное время (например, прерывание ввода зависит от того, когда человек нажал на кнопку). Прерывания в Mars обрабатываются тем же кодом, что и исключения — специальным обработчиком по адресу 0x8000180.
    • Нужно сохранять все используемые регистры, кроме $k0 и $k1 (все, включая $at)

  4. Нельзя пользоваться стеком (а вдруг он испорчен, или прерывание произошло во время его изменения?)
    • Можно предусмотреть отдельный стек ядра (скажем, от 0xfffeeffc вниз) и пользоваться им (тогда $sp тоже сохраняется)

  5. Нужно различать исключения (поле Exception code регистра Cause ненулевое) и прерывания (поле EXC нулевое)
    • возврат из исключения по eret требует прибавить 4 к значению EPC (ошибочную инструкцию выполнять повторно обычно не надо)

    • возврат из прерывания по eret не требует увеличения EPC (инструкция по этому адресу ещё не выполнена)

  6. В Mars нужно как можно быстрее запретить обрабатывать исключения, чтобы исключение не случилось в ядре
    • Значит, в обработчике надо проводить как можно меньше времени — не все устройства Mars умеют выставлять бит в регистре, когда обработчик запрещён (бит IE регистра Status равен 0)

    • Если в поле Pending interrupts приехало несколько битов, значит, произошло несколько прерываний, и все надо обработать (или игнорировать)

  7. Перед выходом из обработчика
    • Очистить регистр Cause (биты прерываний и тип исключения)
    • Разрешить обработку прерываний
    • (бит EXL в Mars очистит инструкция eret)

    Программа, использующая прерывания, должна их включать: выставлять 1 в биты разрешения прерываний и во все нужные позиции маски прерываний, а также переводить используемые врешние устройства в режим работы по прерыванию:
            mfc0    $a0 $12                 # read from the status register
            ori     $a0 0xff11              # enable all interrupts
            mtc0    $a0 $12                 # write back to the status register
    
            li      $a0 2                   # enable keyboard interrupt
            sw      $a0 0xffff0000
    Сам обработчик событий по адресу 0x800000180, таким образом, обычно состоит из следующих частей:
    • Запрет вызова обработчика (бит IE)
  8. Сохранение всех регистров
  9. Вычисление типа исключений (0 — прерывание)
    • Переход на обработчик соответствующего исключения или на обработчик прерываний
  10. Обработчик прерываний:
    • Выяснение источника/ов прерывания (биты Pending)
    • Обработка всех случившихся прерываний (порядок определяется программно)
  11. Обработчик исключения
    • Обработка исключения :)

    • Вычисление нового EPC
  12. Восстановление всех регистров
  13. Разрешение вызова обработчика
  14. eret Замечание: как и во время обработки прерывания, во время системного вызова прерывания или вообще запрещены, или накапливаются (делаются «Pending») без вызова обработчика. Поэтому задача обработчика — как можно быстрее принять решение, что делать с прерыванием и вернуть управление пользовательской программе.

    • В обработчике выполняются только действия, необходимые для получения данных по прерыванию (чтение регистров, управление устройствами и т. п.)
  15. Вся логика обработки данных остаётся в программе пользователя
  16. При соблюдении некоторой дисциплины программирования можно вообще запретить пользовательской программе обращаться к внешним устройствам, оставив эти операции ядру, обрабатывающему прерывани

Пример: консоль Mars

Консоль Mars («Keyboard and Display MMIO Simulator») — воображаемое устройство, осуществляющее побайтовый ввод и вывод. Вернее окошко — «дисплей», куда выводятся байты, а нижнее — «клавиатура» (для удобства набираемый на клавиатуре текст отображается в этом окошке).

Console.png

Консоль имеет следующие регистры ввода-вывода

0xffff0000

RcC

Управляющий регистр ввода

RW

0 бит — готовность, 1 бит — прерывание

0xffff0004

RcD

Регистр данных ввода

R

введённый байт

0xffff0008

TxC

Управляющий регистр вывода

RW

0 бит — готовность, 1 бит — прерывание

0xffff000c

TxD

Регистр данных вывода

W

необязательные координаты курсора, байт для вывода

Операции ввода и вывода в консоли возможно только если бит готовности равен 1. Если бит готовности нулевой в управляющем регистре ввода, значит, клавиша ещё не нажата, а если в управляющем регистре вывода — символ всё ещё выводится, следующий выводить нельзя (ну медленное устройство, в жизни так сплошь и рядом!). Как обычно, устройство заработает только после нажатия кнопки «Connect to MIPS». Простой пример чтения с клавиатуры при помощи поллинга. Удобно рассматривать с низкой скоростью работы эмулятора (3-5 тактов в секунду).

loop:   lb      $t0 0xffff0000          # готовность ввода
        andi    $t0 $t0 1               # есть?
        beqz    $t0 loop                # нет — снова
        lb      $a0 0xffff0004          # считаем символ
        li      $v0 11                  # выведем его
        syscall
        b       loop

Чуть более сложный пример с выводом, в котором видна проблема переполнения. Вывод начинает работать (точнее, бит готовности выставляется в первый раз) только после нажатия «Reset» (подозреваю, что это — тоже пример из «реальной жизни»: при включении питания многие устройства находятся в неопределённом состоянии и требуют инициализации).

        li      $t1 0
loop:   beqz    $t1 noout               # выводить не надо
loopi:  lb      $t0 0xffff0008          # готовность вывода
        andi    $t0 $t0 1               # есть?
        beqz    $t0 loopi               # а надо! идём обратно
        sb      $t1 0xffff000c          # запишем байт
        li      $t1 0                   # обнулим данные
noout:  lb      $t0 0xffff0000          # готовность ввода
        andi    $t0 $t0 1               # есть?
        beqz    $t0 loop                # нет — снова
        lb      $t1 0xffff0004          # считаем символ
        b       loop

Выставляя ползунок «Delay Length» в большое значение, мы заставляем консоль долго не давать готовности по выводы (в течение, скажем, 20 инструкций). Пока программа находится в половинке вывода (цикл loopi:), она не успевает за вводом.

Задание: пронаблюдать, что происходит с регистрами ввода, когда пользователь много нажимает на клавиатуре, а программа не успевает считать.

Главное свойство консоли она может инициировать прерывания в момент готовности ввода или вывода. Устанавливая в 1 первый бит в регистре RcC, мы разрешаем консоли возбуждать прерывание всякий раз, как пользователь нажал на клавишу. Устанавливая в 1 первый бит регистра TxC, мы разрешаем прерывание типа «окончание вывода». И в том, и в другом случае прерывание возникает одновременно с появлением бита готовности (нулевого) в соответствующем регистре. Таким образом, вместо постоянного опроса регистра мы получаем однократный вызов обработчика в подходящее время. Рассмотрим пример очень грязного обработчика прерывания от клавиатуры, который ничего не сохраняет, не проверяет причину события и номер прерывания. Зато по этому коду хорошо видна асинхронная природа работы прерывания. Рекомендуется выставить ползунок Mars «Run speed» в низкое значение (например, 5 раз в секунду).

        li      $a0 2                   # разрешим прерывания от клавиатуры
        sw      $a0 0xffff0000
        li      $a0 0
loop:   beqz    $a0 loop                # вечный цикл
        beq     $a0 0x1b done           # ESC — конец
        li      $v0 11                  # выведем символ
        syscall
        li      $a0 0                   # затрём $a0
        j       loop
done:   li      $v0 10
        syscall

.ktext  0x80000180                      # очень грязный код обработчика
        lw      $a0 0xffff0004          # считаем символ
        eret

В примере ниже «полезные вычисления» делает подпрограмма sleep (на самом деле ничего полезного), время от времени проверяя содержимое ячейки 0 в глобальной области. Это лучше, чем модифицировать регистр или метку, определяемую пользовательской программой. Обработчик клавиатурного прерывания (для простоты — не проверяя, клавиатурное ли оно) записывает в эту ячейку код нажатой клавиши.

.text
        .globl main
main:
        mfc0    $a0 $12                 # read from the status register
        ori     $a0 0xff11              # enable all interrupts
        mtc0    $a0 $12                 # write back to the status register

        li      $a0 2                   # enable keyboard interrupt
        sw      $a0 0xffff0000

here:
        jal     sleep
        lw      $a0 ($gp)               # print key stored in ($gp)
        beq     $a0 0x1b done           # ESC terminates
        li      $v0 1
        syscall
        j       here
done:   li      $v0 10
        syscall

.eqv    ZZZ     100000
sleep:  li      $t0 ZZZ                 # Do nothing
tormo0: subi    $t0 $t0 1
        blez    $t0 tormo1
        j       tormo0
tormo1: jr      $ra

.ktext  0x80000180                      # kernel code starts here

        mfc0    $k0 $12                 # !! disable interrupts
        andi    $k0 $k0 0xfffe          # !!
        mtc0    $k0 $12                 # !!

        move    $k1 $at                 # save $at. User programs are not supposed to touch $k0 and $k1
        sw      $v0 s1                  # We need to use these registers
        sw      $a0 s2                  # not using the stack

        mfc0    $k0 $13                 # Cause register
        srl     $a0 $k0 2               # Extract ExcCode Field
        andi    $a0 $a0 0x1f
        bne     $a0 $zero kexc          # Exception Code 0 is I/O. Only processing I/O here

        lw      $a0 0xffff0004          # get the input key
        sw      $a0 ($gp)               # store key
        li      $a0 '.'                 # Show that we handled the interrupt
        li      $v0 11
        syscall
        j       kdone

kexc:   mfc0    $v0 $14                 # No exceptions in the program, but just in case of one
        addi    $v0 $v0 4               # Return to next instruction
        mtc0    $v0 $14
kdone:
        lw      $v0 s1                  # Restore other registers
        lw      $a0 s2
        move    $at $k1                 # Restore $at
        mtc0    $zero $13

        mfc0    $k0 $12                 # Set Status register
        ori     $k0 0x01                # Interrupts enabled
        mtc0    $k0 $12                 # write back to status

        eret

.kdata
s1:     .word 10
s2:     .word 11

Символами "!!" отмечены инструкции, при выполнении которых в MARS может возникнуть фатальный повторный вход в обработчик события.

Кольцевой буфер

В разделе «Прерывания» мы уже встретились с основным свойством обработчика прерываний: обрабатывать надо быстро. Поэтому вся логика обработки должна находится в пользовательской программе, а обработчику, скажем, клавиатурного прерывания остаётся только перекладывать из регистра ввода куда-нибудь.

С другой стороны, приведённый там пример обработчика мало чем отличается от традиционного поллинга — та же проверка, был ли ввод или не было, только вместо регистра готовности опрашиваем ячейку памяти. Если делать это слишком редко, легко пропустить очередной ввод, а если слишком часто — потратить время на опрос вместо полезных действий.

  • Итак, главная проблема — синхронность побайтового ввода и обработки прерываний. И задача в том, чтобы обеспечить рассинхронизацию ввода и вывода: прерывание обрабатывается, когда оно происходит, а программа вводит свои байты, когда может.

Разумеется, для этого надо хранить не один обработанный, но ещё не запрошенный программой байт, а несколько. Эффективная структура, решающая такую задачу — кольцевой буфер.

  • Кольцевой буфер — массив (реже — список) данных, предназначенный для временного хранения асинхронно поступающих и асинхронно отбывающих данных.

RB0.png

  • Буфер имеет фиксированный размер
  • «Поверхность» буфера (HI) — адрес первой свободной ячейки буфера
    • Когда поступят новые данные, они будут записаны в эту ячейку, а HI передвинется на следующую
  • «Дно» буфера (LO) — адрес последней занятой ячейки буфера
    • Когда понадобится забрать очередной элемент данных, его возьмут из этой ячейки, а LO передвинется на следующую

Размер буфера не является ограничением: когда HI подберётся к концу, в начале уже образуются свободные места и HI при очередном сдвиге начнёт указывать в начало

RB1.png

Аналогично произойдёт и с LO.

Вполне возможна ситуация, когда данных больше не прибыло, а программа требует ещё ввода. Эта ситуация называется исчерпанием буфера и распознаётся по тому, что HI и LO содержат один и тот же адрес:

RB2.png

Вариантов обработки исчерпания два:

  1. Заданным образом уведомить программу, что данных ещё нет (например, вернуть специальное служебное значение)
    • Это называется неблокирующим вводом

  2. Задержать операцию снятия данных до тех пор, пока они не появятся
    • Это называется блокирующим вводом

  3. Продолжить скакать по уже введённым когда-то данным, как если бы исчерпания не было
    • это называется грубой ошибкой алгоритма!

Заметим, что в момент создания кольцевой буфер находится в состоянии исчерпания (HI и LO указывают на нулевой элемент)

Другая ситуация — переполнение буфера: данные всё прибывают, а забирать их никто не хочет. Переполнение кольцевого буфера распознаётся по тому, что LO содержит адрес ячейки, следующей за HI (в кольце):

RB3.png

Вариантов обработки переполнения 2 (два других — плохие, негодные):

  1. Продолжать вводить, но не увеличивать HI. При этом все прибывшие после переполнения данные, кроме последнего элемента, исчезают.
    • Если источник данных позволяет, можно заранее уведомить его о переполнении — может, он приостановит передачу на время.

    • Правда, для этого надо усложнить алгоритм работы, введя «верхний урез» поверхности буфера, при котором устройство уведомляется о приближающемся переполнении, и «нижний урез», при котором оно уведомляется о том, что переполнение больше не грозит.
  2. Выбрасывать все вновь прибывающие данные, пока для них нет места в буфере.
    • См. примечания выше
  3. Продолжать как ни в чём ни бывало вводить и увеличивать HI.
    • При этом внезапно™ возникает ситуация исчерпания и пропадает всё содержимое буфера

  4. Задерживать ввод до тех пор, пока свободное место в буфере не появится.
    • Если обрабатывать таким образом прерывание ввода, то возникнет т. н. взаимоблокировка (deadlock): пока мы не вышли из прерывания, программа не может забрать данные из буфера, а пока программа не забрала данные из буфера, мы сидим в прерывании и ждём

    • никаких ожиданий в обработчике прерываний! Нет, значит — нет

Ввод с помощью кольцевого буфера

В этом примере, помимо кольцевого буфера ввода, присутствует два новых приёма.

  • Первый — это стек ядра. Чтобы не быть ограниченными в использовании регистров, вызове подпрограмм и т. п., в обработчике событий (в случае MARS — прерываний, исключений и ловушек) хочется использовать стек. Пользовательский стек использовать нельзя: а вдруг он испорчен, и мы обрабатываем исключение, с этим связанное?

    Таким образом, надо предусмотреть ещё одну область памяти, пользовательский стек куда-нибудь сохранять в прологе обработчика, записывать в $sp адрес этой области, а в эпилоге — восстанавливать. Вот как начнётся обработчик:

    .eqv    IOSIZE  64
    .eqv    IOSZB   63
    
    .kdata
    ksp:    .word   0x90400000              # Kernel SP
    kinhi:  .word   0
    kinlo:  .word   0
    kin:    .space  IOSIZE
    kmsgexc:.asciiz "Exception "
    kmsgat: .asciiz " at "
    
    .ktext  0x80000180
            mfc0    $k0 $12
            andi    $k0 $k0 0xfffe
            mtc0    $k0 $12                 # Запрет прерываний
    
            move    $k0 $at                 # спрячем $at
            move    $k1 $sp                 # спрячем $sp
            lw      $sp ksp                 # Новый $sp! можно сохранять ВСЁ
            push    $k0                     # спрятанный $at
            push    $k1                     # спрятанный $sp
    • Есть подозрение, что регистров ядра $k два потому, что немедленно и безусловно надо сохранять как раз два пользовательских регистра — $at и $sp.

    Стек удобно располагать от самой верхней доступной ячейки памяти. Оказалось, что MARS выделяет под память ядра 4 Мб, так что максимальный адрес получается 0x90400000

    При обработке событий важно сразу разделить исключения (для возврата из которых надо прибавлять 4 к содержимому $EPC) и прерывания (для которых не надо):

            mfc0    $k0 $13                 # Причина
            andi    $k1 $k0 0x7c            # Исключение или прерывание?
            bnez    $k1 exception           # …исключение
            andi    $k1 $k0 0x100           # Клавиатура?
            beqz    $k1 other               # …не клавиатура
            lw      $k0 0xffff0004          # считаем код
    
            lw      $k1 kinhi               # Свободное место в буфере
            sb      $k0 kin($k1)            # сложим туда байт
            addi    $k1 $k1 1               # следующее место
            andi    $k1 $k1 IOSZB           # кольцо
            lw      $k0 kinlo
            beq     $k0 $k1 final           # переполнение буфера
            sw      $k1 kinhi               # сохраним индекс в кольце
    
            j       final
    
    other:
            j final
    Здесь реализована обработка переполнения с отбрасыванием предыдущего введённого.

    Других обработчиков прерываний нет, но есть обработчик исключения. Дело в том, что ввод символа из программы в нашем примере реализован нестандартным для Mars системным вызовом №22 (и это второй новый приём). Для начала обработаем все исключения, кроме исключения «ошибочный системный вызов», которое имеет №8 , но в регистре $13 (Cause) кодируется со сдвигом на 2 бита как 0x20 :

    exception:
            beq     $k1 0x20 sysexc         # syscall
    fatalexc:                               # необрабатываемое исключение
            la      $a0 kmsgexc             # можно пользоваться любыми регистрами:
            li      $v0 4                   # всё равно аварийный останов
            syscall
            sra     $a0 $k1 2
            li      $v0 34
            syscall
            la      $a0 kmsgat
            li      $v0 4
            syscall
            mfc0    $a0 $14
            li      $v0 34
            syscall
            li      $v0 17
            syscall
    Поскольку в случае необрабатываемого исключения всё равно программу надо завершить, использование регистров больше не ограничено.

    Константа IOSIZE — размер буфера. Размер — степень 2, так что вместо деления с остатком на этот размер при замыкании буфера в кольцо мы используем побитовое AND с маской IOSZB=(ШИРИНА-12) Теперь обработаем исключение 8. Нас интересует только номер сервиса 22 (это будет буферизованный ввод):

    sysexc: beq     $v0 22 sysin
            j       fatalexc
    sysin:
            lw      $k0 kinhi               # есть ли в буфере данные
            lw      $k1 kinlo               # hi ≠ lo
            bne     $k0 $k1 sysinY          # есть
            li      $v0 -1                  # нету
            j       exfinal
    sysinY: lb      $v0 kin($t1)            # очередной символ
            addi    $t1 $t1 1               # буфер прокрутим
            andi    $t1 $t1 IOSZB
            sw      $t1 kinlo
            j       exfinal
    Здесь введена договорённость о неблокирующем вводе: если новых байтов ещё нет, возвращается -1 Осталось только написать эпилог (не забудем прибавить 4 к $ESP в обработчиках исключений)
    exfinal:
            mfc0    $k0 $14                 # Завершаем исключение
            addiu   $k0 $k0 4
            mtc0    $k0 $14
    final:
            pop     $k1
            pop     $k0
            sw      $sp ksp
            move    $sp $k1
            move    $at $k0
    
            mtc0    $zero $13               # зануляем причину
            mfc0    $k0 $12                 #
            ori     $k0 0x01                #
            mtc0    $k0 $12                 # разрешаем
    
            eret

    Наконец, вот код основной программы. Для пущей асинхронности время в ней тратится в цикле случайной длины.

    .text
            lw      $t0 0xffff0000
            ori     $t0 $t0 2               # Включили клавиатуру
            sw      $t0 0xffff0000
    
    loop:   li      $v0 22                  # НОВЫЙ syscall
            syscall
            bltz    $v0 noinput
            beq     $v0 0x1b end            # ESC — выход
            move    $a0 $v0
            li      $v0 1                   # выведем
            syscall
            li      $a0 0x20                # с пробелом
            li      $v0 11
            syscall
            j       loop                    # есть ещё ввод?
    noinput:
            jal     sleeprnd
            j       loop
    end:    li      $v0 10
            syscall
    
            # прождать случайное время
    sleeprnd:
            li      $a0 0
            li      $a1 100000
            li      $v0 42
            syscall
    sleepnext:
            subi    $a0 $a0 1
            blez    $a0 sleepdone
            mul.d   $f0 $f0 $f0
            j       sleepnext
    sleepdone:
            jr      $ra

Прямой доступ к памяти

Базовая статья на Хабре

  • Многие устройства (например, жёсткие диски, сетевые карты и т. д.) обмениваются с компьютером большими объёмами данных.

    • Пословное чтение/запись этих данных через MMIO-регистры крайне неэффективно
    • обмен малыми объёмами
    • всю работу делает процессор
  • Отображение части памяти устройства на оперативную память само по себе тоже неэффективно
    • либо это то же MMIO, только адреса разные
    • либо кто-то должен отвечать за заполнение этой области и актуальность находящихся там данных — опять процессор?

    ⇒ Пускай само устройство научится есть из тарелчитать из оперативной памяти и записывать в неё

    • Не понадобится массовый MMIO (регистры управления удобнее оставить)
  • Обмен теперь выглядит так:
    • Записываем адрес в регистр адреса
    • Записываем размер в регистр размера
    • Записываем команду (скажем, чтения) в регистр команд
    • Устройство начинает складывать данные прямо в память в указанное место
    • …складывает
    • …складывает
    • а программа тем временем работает
  • Когда устройство всё сложит, возникнет прерывание типа «Окончание операции В/В» Возможные проблемы:
    • Устройств несколько, а шина данных одна
    • Арбитраж (кому первому предоставить доступ к памяти)
    • Многоканальность
  • Устройство (например, сетевой интерфейс) готово прислать результаты операции чтения, а его забыли спросить (или не успели), потому что много и части

    • Bus mastering («захват шины»: устройство само может начать операцию В/В и инициировать прерывание, т. е. реализует часть ПДП контроллера)

  • Область обмена такая большая, что непрерывного куска в памяти прост не найти

    • Вместо одной области устройству передаётся список, и оно должно уметь раскладывать данные во все элементы списка

Д/З

TODO

LecturesCMC/ArchitectureAssembler2019/09_Interrupts (последним исправлял пользователь FrBrGeorge 2019-05-17 15:28:53)