СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ШКОЛЕ: ИНИЦИАТИВА ГОСУДАРСТВА, ИНИЦИАТИВА СООБЩЕСТВА

Курячий Г. В. (Москва, преподаватель вечерней математической школы при ВМиК МГУ, frbrgeorge@gmail.com)

Комплексная проблема построения правового государства затрагивает, в числе прочего, вопрос соблюдения лицензионной чистоты используемого в государственных учреждениях творческого продукта. В частности, анализ состояния программного обеспечения в школах России показал наличие, по разным данным, от 60 до 90% контрафакта.

Для решения этой проблемы на государственном уровне было постановлено, с одной стороны, потратить внушительную сумму на закупку временных (трёхгодичных) лицензий на необходимое в школах правовладельческое ПО, а с другой — разработать и внедрить в школах Пакет Свободного Программного Обеспечения (ПСПО), распространяемый под бессрочной свободной лицензией и решающий те же задачи 1.

Первым этапом стало пилотное внедрение в 2008 году испытательной версии ПСПО в трёх регионах РФ: Татарстане, Пермском крае и Томской области. Пилотный проект прошёл успешно: благодаря циркуляру Федерального агентства по образованию состав участников вырос более, чем вдвое 2. В создании методических и справочных материалов по ПСПО принимали активное участие школьные учителя (в рамках конкурса «Код свободы» 3), а также и автор данной статьи в составе творческого коллектива 4.

В 2009 году на втором этапе планировалась доработка ПСПО по результатом обратной связи с регионами, на третьем — всероссийское внедрение, включающее создание инфраструктуры сопровождения ПСПО, подготовку учителей и технических специалистов, разработку корпуса материалов. К сожалению, доработка и внедрение, в силу некомпетентности привлечённых исполнителей, свелись к почтовой рассылке старой испытательной версии ПСПО в испорченном виде 5. Проект завершился многомиллионными штрафами для исполнителей и расформировнием ФАО.

Однако перспективы, открываемые политикой государственного одобрения СПО вообще и возможностями ПСПО в частности, запустили традиционный для СПО механизм формирования сообщества активных пользователей: в данном случае — в школьной среде. Пользователи не только осваивают информационное пространство соответствующих интернет-форумов, но и сами формируют аккумуляторы полезных ресурсов и сведений о свободном ПО 6. Такими аккумуляторами становятся также сайты региональных Linux Users Group 7 8, личные блоги активных пользователей 9, специализированный ресурс «СПО в российских школах» 10 и. т .п

Компания «Альт Линукс» (разработчик ПСПО) и сообщество ALT Linux, уже в инициативном порядке, продолжают выпускать актуальные версии т. н. «Школьного Линукса», содержащие запланированные доработки и обновления 11. Как и большинство дистрибутивов Linux, эти продукты свободно доступны для скачивания. Более того, регионам предложен вариант бессрочного безвозмездного соглашения об использовании «Школьного Линукса», являющийся, по сути, дополнительным документальным подтверждением лицензионной чистоты скачанных дистрибутивов 12.

Такая обстановка позволяет регионам взвешенно разрабатывать собственные планы по переводу школ на СПО, фактически претворяя второй и третий этап всероссийского внедрения. Активно участвуют в процессе Алтайский Край, Ставропольский Край, Республика Якутия. Вместе с тем, окончание срока действия лицензий на проприетарное ПО в школах побудило правовладельцев обращаться к регионам с предложениями закупить новые лицензии. Более того, появилась информация о недобросовестной манипуляции лицензиями в рамках этих предложений 13.

В заключение хотелось бы отметить, что государство в целом, по-видимому, взяло курс на активное внедрение СПО — подтверждением тому является недавнее распоряжение правительства №2299-р «О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (2011 – 2015 годы)» 14.

FrBrGeorge/it.teacher.msu.ru (last edited 2011-02-15 11:24:41 by FrBrGeorge)