Различия между версиями 8 и 9
Версия 8 от 2016-12-17 17:51:59
Размер: 14836
Редактор: FrBrGeorge
Комментарий:
Версия 9 от 2016-12-17 23:46:38
Размер: 17810
Редактор: FrBrGeorge
Комментарий:
Удаления помечены так. Добавления помечены так.
Строка 56: Строка 56:
Занятия проходят в компьютерном классе. После различных экспериментов стало понятно, что звук в аудитории нужен, как минимум, голос преподавателя. Так что Один компьютер в классе — т. н. преподавательский — занимается трансляцией голоса на колонки (при необходимости в его микрофон можно задать вопрос).
...
Занятия проходят в компьютерном классе. После различных экспериментов стало понятно, что звук в аудитории нужен, как минимум, голос преподавателя. Так что один компьютер в классе — т. н. преподавательский — занимается трансляцией голоса на колонки (при необходимости в его микрофон можно задать вопрос).

В текущем варианте нет возможности оставлять преподавательскую машину круглосуточно включённой с загруженной на ней нужной рабочей средой, так что в процессе участвует ещё один компьютер — т. н. демо, или «доска». Изначально предполагалось, что «доска» и преподавательский компьютер — это одно и то же, причём к преподавательскому подключён ещё и проектор, демонстрирующий происходящее на его экране. Но проектора нет (или его хлопотно подключать).

Семинар начинается с того, что студенты и преподаватели регистрируются в чате Moodle. Там преподаватель объявляет задания, мы задаём друг другу вопросы и отвечаем на них, а время от времени и просто легкомысленно болтаем. Все сообщения чата Moodle хранит, так что в конце семестра можно посмотреть, кто как себя вёл на семинарах, хотя я уже и так помню :).

Следующее действие: все подключаются к рабочему столу демо-машины в режиме «только просмотр», а преподаватель — в режиме дистанционного управления. Рабочий стол «доски» специально сделан небольшим, чтобы это окон не занимало много места, и студент мог самостоятельно работать, поглядывая на демонстрационный экран, где я что-нибудь объясняю и показываю. В такой форме это работает заменой проектора, причём лучшей заменой: во-первых, всё видно, независимо от расстояния и положения, а во-вторых в случае чего можно сделать Copy+Paste прямо с демо-экрана.

Когда несколько студентов решили предложенное им упражнение (о чём они сообщают в чате), кто-то из них «идёт к доске», т е получает доступ к рабочему столу демо-машины в режиме управления и пишет/отлаживает/запускает там свою программу, а мы ему помогаем.
 '''TODO'''
Строка 89: Строка 97:
=== ===
Про будущий дистрибутив -- что доделывалось
 * MT и NAM
===  ? ===
Про будущий дистрибутив -- что доделывалось / надо

«АиАЯ?» — сказала говорящая голова

Это уже второй мой первый семестр по курсу «Алгоритмы и алгоритмические языки» (сокращённо АиАЯ), который я читаю дистанционно для Севастопольского филиала МГУ. Курс базируется на Python3. Сочетание новизны программы, специфики языка и особенностей севастопольской аудитории породило целый букет спецэффектов, но о них после. Возможно, в виде доклада на конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе». В прошлом году я слишком занят был самой программой, а вот сейчас есть время рассказать о том, как проходят лекции (одну из которых я здесь выкладывал уже) и практика, что в них хорошего и что не очень.

Структура курса

  • Интерактивная лекционная программа (в режиме говорящая голова+слайды/живая демонстрация)
    • Важно заметить, что это «полноценный» цикл 4 часа в неделю в течение всего семестра. Основной задачей было избежать обучения «наскоком» (две недели каждый день, а весь семестр практика).
  • Интерактивные семинарские занятия по теме лекций, на которых студенты под руководством преподавателя решают простые примеры по теме лекций (о режиме работы см. далее)
  • Более сложные самостоятельные домашние задания по теме лекций (часть заданий дополнительно проверяется системой проверки домашних заданий, извините за тавтологию)
  • Трижды за семестр вместо практических занятий проводятся контрольные: решение задач-«гнератов» (т. е. параметризированно различных у всех студентов) за фиксированное время
  • На время зачётной сессии даётся т. н. «семестровый проект» — сравнительно большое задание запрограммировать что-нибудь осмысленное
  • Устный экзамен

Оценка по курсу выставляется на основании

  • Прохождения (в Moodle) лекций с вопросами
  • Решения домашних заданий (в Moodle)
  • Решения контрольных (в Moodle)
  • Ответов на экзамене (устно)

Формально считается, что все четыре параметра равноценны, но фактически решения домашних заданий и контрольных, а также работа студентов на семинарах вполне определённо свидетельствуют уровень знаний.

Параллельно (и независимо от лекций) проходит т. н. «практикум на ЭВМ», который проводит преподаватель филиала на месте. По практикуму полагается зачёт.

Как всё происходит

Лекции

Для дистанционного чтения лекций на факультете оборудовано специальное помещение для лектора, и два помещения для слушателей — в филиале. Дистанционные лекции, по моему мнению, практически не хуже обычных, если оборудование позволяет.

В лекционном классе есть небольшая маркерная доска, очень качественные камера и аудиторный микрофон и здоровенный телевизор для передачи картинки и звука. В студенческом — несколько рядов парт (человек на 30) и опять-таки здоровенный телевизор и качественные камера и аудиторный микрофон, так что голоса с мест слышны вполне отчётливо.

Аппаратура позволяет передавать картинку не только с камеры, но и с преподавательского компьютера, а также смешивать их в разных пропорциях (экран побольше, камера поменьше, если главное — на слайдах и наоборот, если на доске).

Что не работает в этих условиях? Некоторые лекторские приёмы — использование «длинной» доски (чтобы было куда смотреть/ссылаться позже); энергичная беготня с танцами вдоль доски и вглубь аудитории (переключение внимания, а ещё слушатели вертят головами и разгоняют кровь в шеях и, соответственно, мозгу).

В лекциях я активно использую содержимое «лекций» Moodle в качестве слайдов, и ещё активнее — живую демонстрацию (интерпретатор командной строки Python делает этот процесс простым и понятным). Так что всё равно приходится перед камерой сидеть и изображать говорящую голову. Которая, кстати сказать, в камере выглядит куда более осмысленно, чем лектор в живой аудитории, который сгорбился над своим ноутбуком и что-то покрикивает в экран, не глядя на слушателей.

Совет: камера, телевизор и экран ноутбука должны быть размещены так, чтобы когда вы разглядываете основные свои объекты — экран компьютера и слушателей в телевизоре, им казалось, что вы глядите на них (особенно для телевизора это верно). По опыту, оптимальное положение такое:

[........................]
[........................]
[.......Телевизор........]
[........................]
[........................]
[.........камера.........]
      [_____________]
      [___Монитор___]
      [_____________]
      [_____________]

Кстати, лично мне (я близорук, и очками это исправляется не до конца) оказалось даже удобнее налаживать обратную связь со слушателями именно так, чем вживую в большой аудитории. Потому что в большой аудитории не слишком хорошо различаю лица и в первом ряду, а тут я вижу всех.

Практические занятия

Это самая сложная и стихийно сложившаяся часть, которая, тем не менее, оказалась довольно эффективной.

Занятия проходят в компьютерном классе. После различных экспериментов стало понятно, что звук в аудитории нужен, как минимум, голос преподавателя. Так что один компьютер в классе — т. н. преподавательский — занимается трансляцией голоса на колонки (при необходимости в его микрофон можно задать вопрос).

В текущем варианте нет возможности оставлять преподавательскую машину круглосуточно включённой с загруженной на ней нужной рабочей средой, так что в процессе участвует ещё один компьютер — т. н. демо, или «доска». Изначально предполагалось, что «доска» и преподавательский компьютер — это одно и то же, причём к преподавательскому подключён ещё и проектор, демонстрирующий происходящее на его экране. Но проектора нет (или его хлопотно подключать).

Семинар начинается с того, что студенты и преподаватели регистрируются в чате Moodle. Там преподаватель объявляет задания, мы задаём друг другу вопросы и отвечаем на них, а время от времени и просто легкомысленно болтаем. Все сообщения чата Moodle хранит, так что в конце семестра можно посмотреть, кто как себя вёл на семинарах, хотя я уже и так помню :).

Следующее действие: все подключаются к рабочему столу демо-машины в режиме «только просмотр», а преподаватель — в режиме дистанционного управления. Рабочий стол «доски» специально сделан небольшим, чтобы это окон не занимало много места, и студент мог самостоятельно работать, поглядывая на демонстрационный экран, где я что-нибудь объясняю и показываю. В такой форме это работает заменой проектора, причём лучшей заменой: во-первых, всё видно, независимо от расстояния и положения, а во-вторых в случае чего можно сделать Copy+Paste прямо с демо-экрана.

Когда несколько студентов решили предложенное им упражнение (о чём они сообщают в чате), кто-то из них «идёт к доске», т е получает доступ к рабочему столу демо-машины в режиме управления и пишет/отлаживает/запускает там свою программу, а мы ему помогаем.

  • TODO

Контрольные

Экзамен

Дистанционные инструменты и их применение

Отдельно останавливаюсь на том, с какими техническими средствами мы работаем. Хочу обратить внимание на то, что в качестве программной платформы практически везде используется линейка дистрибутивов «Альт образование». Весьма показательно оценить процедуру развёртывания о объём доработок на месте (они были, и приличные): это будет план по выпуску следующей версии дистрибутива.

Аудио-видео

...

Практические занятия

Moodle

Базовый ресурс для курса — факультетский Moodle. Каюсь, я не использую и десятой доли возможностей этой платформы, главным образом потому, что любая подготовка материалов — очень ресурсоёмкое занятие.

Из Moodle используются четыре типа материалов:

  1. «Лекция». Фактически, в режиме слайдов: между разделами всегда только один переход. Сами разделы служат в основном для группировки по темам и для того, чтобы избежать эффекта tl;dr. «Лекции» служат одновременно и демонстрационным материалом, и конспектом при подготовке к экзамену.

    • Несколько начальных тем (нормальные алгорифмы Маркова, машина Тьюринга, синтаксические диаграммы) сопровождаются соответствующими эмуляторами, которые написаны на JavaScript и запускаются прямо в браузере. Поскольку страницы Moodle можно редактировать непосредственно в виде HTML, встроить эмуляторы в них технически несложно. И я даже так и сделал, превозмогая трудности. В эмуляторах же можно решать и домашние задания по этим темам.

      • <!> Для двух других тем (общерекурсивные функции и БНФ) тоже хочется иметь такие эмуляторы.

    • Формат лекции подразумевает вопросы для самоконтроля, а прохождение этих вопросов сопровождается оценкой. Однако все вопросы скрыты до сессии: лекции посмотреть можно, оценку получить нельзя
  2. «Задание». Задание в Moodle предполагает написание некоторого «эссе», в насем случае — программы. Оценивание происходит вручную. Программы-решения прикладываются к ответу. Если задача проходит через систему тестирования заданий, ответом является ссылка на успешное выполнение всех тестов в этой системе.
  3. «Тест» используется для контрольных. Включает в себя несколько «вопросов» из общего «банка вопросов» Moodle, однако так вышло, что задачи все тоже типа «эссе», т. е. на написание непосредственно программ: опросники и иные типы вопросов отчего-то использовать не удалось
  4. «Чат». Используется для проведения практических занятий. Представляет собой типичный чат, через который я дублирую наиболее важные вопросы и утверждения, сделанные устно. Были попытки использовать для семинара другие разработанные для этой цели инструменты (например, форум специального вида), но дело упёрлось опять-таки в подготовку большого объёма материала.

EJudge

Больше половины домашних заданий оформлено в виде задач для EJudge с тестами. EJudge — система проведения олимпиад, но для формальной проверки домашних заданий вполне подходит. TODO

Компьютьерный класс

/!\

Методические приёмы

  • вопросы к лекциям
  • +1/-1
  • MT и NAM

?

Про будущий дистрибутив -- что доделывалось / надо

FrBrGeorge/RemoteClasses2016 (последним исправлял пользователь FrBrGeorge 2016-12-21 20:06:35)